1.
обрезание, обрезания, мн. нет, ср. Действие по гл. обрезать.
2.
обрезание, обрезания, ср. (рел.). Религиозный обряд у евреев и некоторых других народов, состоящий в удалении крайней плоти у мальчиков.
обряд удаления крайней плоти полового органа у мальчиков и девочек. входило в состав инициаций, сохранилось в обрядности иудаизма и ислама.
(Быт 17:10-12, Ин 7:22) было замечательным обрядом иудейской религии, который состоял в обрезании крайней плоти всех младенцев мужеского пола в 8-й день по рождении их. Этот обряд был установлен в знамение завета Бога с Авраамом. Повеление об обрезании было повторено Моисею (Исх 12:44, Лев 12:3, Ин 7:22, 23). Евреи всегда с особою точностью соблюдали обряд обрезания. Как оказывается из несомненных свидетельств, обрезание употреблялось даже прежде времен Авраама. Египтяне совершали этот обряд в очень раннюю эпоху. Приккард свидетельствует, что он был в употреблении между народом Амакосою, составляющим очень значительную часть южно-африканского народонаселения. Кафры доселе совершают оный, и вероятно, он был общим между первобытными жителями земли Ханаанской, потому что Филистимляне позднейшего времени первоначально именуются «необрезанными». От евреев многие другие восточные народы приняли означенный обряд, и он составляет главное условие вступления в религию Магомета, хотя в настоящее время считается Магометанами не более как делом обычая и иногда не совершается над детьми до их пятилетнего или шестилетнего возраста. Орудиями для совершения обрезания служили: нож, бритва и даже острый каменный нож (Исх 4:25, Нав 5:3). Приводят много физических причин, объясняющих установление означенного обряда, на которых, впрочем, мы не останавливаемся за неимением места и времени; но среди Иудеев он соблюдался как религиозный обряд, для отличия естественных потомков Авраама (Рим 4:9-12). Иудеи времен апостольских, обратившиеся в христианство, продолжали приписывать этому физическому отличию столь великую важность, что считали соблюдение оного существенно необходимым для спасения. Это религиозное заблуждение произвело сильное несогласие среди членов Церкви Галатской, и поэтому ап. Павел торжественно писал им: «Вот я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа; еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон» (Гал 5:2-3) и для того чтобы показать отличительное свойство новозаветного домостроительства, он прибавляет: «Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь» (Гал 6:15). Слово «обрезание» часто употребляется в иносказательном смысле; слова «необрезанный» и «необрезание» употребляются вообще для выражения злобы и нечестия, и обрезать себя для Господа — значит сделаться верным и послушным Ему (Иер 4:4). Иудеи, отказавшиеся от иудейской религии во время преследования со стороны Римлян, нередко старались изглаживать знак обрезания и, вероятно, на это-то указывает ап. Павел в 1 послании к Коринф. (7:18) Новейшие Иудеи доселе совершают этот обряд с большою торжественностью: дитя приносят в синагогу, и известное лицо, называемое Баал-Берифом, принимает его на свои руки и раввин совершает над ним обрезание со многими обрядностями, которые было бы излишне приводить здесь.
(Брит мила)
Завет обрезания - завет праотца нашего Авраама. Обрезание крайней плоти, посредством которого новорожденный еврей присоединяется к завету Авраама. О. принадлежит к немногим заповедям до-Синайского законодательства и было исполняемо евреями еще в глубокой древности, прежде, чем дана была Тора*.
"И сказал Бог Аврааму: А ты соблюдай завет Мой, ты и потомство твое после тебя, по родам их. Вот завет Мой, который вам блюсти, между Мной и вами и между потомством твоим после тебя: обрезан да будет у вас каждый мужчина. И обрежете вашу крайнюю плоть, и будет это знаком союза между Мной и вами. Восьми дней от рождения пусть будет обрезан у вас каждый новорожденный [...], и да будет завет Мой на плоти вашей заветом вечным. Необрезанный же мужчина, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего; завет Мой он нарушил" (Быт. XVII, 9-14).
Отец обязан обрезать сына. Акт О. указывает на особую связь с Творцом Превечным. Преступил отец и не обрезал - раввин приказывает обрезать сына. Если ни отец, ни раввинат не обрезали его, обязан он сам обрезать себя, когда вырастет.
Сыны Израиля, совершившие О., презирали необрезанных. Отказываясь выдать сестру свою замуж за Шхема, сына Хамора, братья Дины приводили следующий аргумент: "Не сможем... выдать сестру нашу за необрезанного, ибо сие позором считается у нас" (Быт. XXXIV, 14). И когда Иегошуа обрезал евреев после перехода через Иордан, сказал Господь: "Сегодня снял Я с вас позор Египта" (ИбН. II, 9). А Давид, услышав оскорбления Голиата, отвечал ему с презрением: "Да кто этот необрезанный филистимлянин, чтобы оскорблять воинство Бога живого?!" (I Сам. XVII, 2.). И обещает пророк Иешаягу (Ис.LII, 1) : "Пробудись, пробудись, обрети мужество свое, Сион! Облачись в одежды величия своего, Иерусалим, город святости, ибо не войдет больше в тебя необрезанный и нечистый".
Необрезанному нельзя вкушать от пасхальной жертвы. Евреи соблюдали заповедь О. всегда и в любых условиях. Во времена Антиоха казни подвергался каждый еврей, уличенный в О. сына. Римская империя жестоко преследовала обряд О. после подавления восстания Бар-Кохбы. К этому периоду относится предание о р. Иегуде hа-Наси*. "Святой наш учитель, р. Иегуда hа-Наси, родился, когда Рим запретил евреям обрезать своих сыновей. Сказал раббан Шим'он бен Гамлиэль*: "Как смеем мы отменить указ Господа, благословен Он, и выполнить приказ этих злодеев?!" Тотчас же обрезал он своего сына. Узнал об этом правитель города и послал за р. Шим'оном бен Гамлиэлем. Спросил его: "Почему ты нарушил указ императора?". Отвечал ему р. Шим'он: "Так заповедал нам Господь, благословен Он". Сказал ему правитель: "Я почитаю тебя за то, что ты глава твоей общины, но был на то указ императора, и я не смею обойти нарушение". Спросил его р. Шим'он: "Чего ты хочешь?". Сказал ему: "Отправим тебя к императору, и он поступит, как пожелает". Тотчас отправил святого учителя нашего и мать его к императору. Шли они весь день. К вечеру пришли к дому [...], где в тот час родился [младенец] Антонин. Вошла мать святого учителя нашего к матери Антонина, которая благоволила к ней. Спросила ее мать Антонина: "Что случилось?". Сказала ей: "Так и так. Повелели нам не обрезать. А теперь обрезала я сына моего, и за это ведут нас к императору". Услышав, сказала ей: "Если желаешь, возьми моего ребенка, необрезанного, а мне дай твоего". Так и поступила, и пошла себе. Привел ее правитель к императору. Приказал император осмотреть ребенка, и нашли, что он не обрезан. Разгневался император на того правителя и сказал: "Вынес я указ об обрезанном, а ты приносишь мне необрезанного". Тотчас приказал император казнить того правителя, а святого учителя нашего и мать его отпустил с миром. И с тех пор повелась дружба между римским императором и святым учителем нашим".
Заповедь О. настолько важна, что отодвигает субботу. И так сказали мудрецы наши: "Все, что требуется для О., дозволено делать в субботу".
Обряд обрезания
На восьмой день после рождения мальчика назначают трапезу. Желательно (но не обязательно), чтобы на О. присутствовало не меньше десяти человек - "миньян".
Моют малыша теплой водой, одевают его в красивые одежды и торжественно несут в синагогу после молитвы. (Совершать обрезание в синагоге - не обязательно.) Все общество встает, когда вносят его, и все произносят: "Добро пожаловать" (буквально: "Благословен входящий"), а несущий ребенка отвечает: "Именем Господа". Дают его сандаку (человеку, который держит ребенка во время обрезания), сидящему на "кресле пророка Элиягу*", и могэль (оператор) совершает обрезание, и благословляют могэль и отец, а собравшиеся говорят: "Так же, как вступил он в завет, так да подымется к Торе, сподобится венчания и совершит добрые дела".
Мудрецы Талмуда* предостерегали: не обрезать младенца, если он слаб или болен, и есть опасение за его жизнь. И так пишет Рамбам*: "Если зелен (бледен) младенец на восьмой день, нельзя обрезать его, пока не станет румяным, как здоровые младенцы. И если слишком багров, нельзя обрезать его, [...] пока не будет выглядеть, как все младенцы, ибо это болезнь. И следует очень остерегаться при таких признаках [...] Нельзя обрезать ребенка, если он болен, ибо сохранение его жизни превыше всего. Обрезать можно и позже, но невозможно вернуть жизнь еврея".
"И если хочет иноверец войти в завет и обрести пристанище под крылами Провидения, то пусть примет на себя ярмо Торы и совершит обрезание и омовение" (Рамбам).
обр’езание — религиозный обряд, заключающийся в срезании крайней плоти (края складки свободной кожи) на половом органе мальчика и знаменующий собой вступление его в общество народа. Обрезание издревле практиковалось у многих народов (египтян, африканских негров, финикийцев, индусов, мексиканцев, индейцев), но у большинства, и особенно, у египтян оно было не религиозной, а просто гигиенической мерой, однако оно было дано еврейскому народу как знамение завета между Богом и Авраамом (Быт.17:9 -12). Еврейских мальчиков до сих пор торжественно обрезывают на восьмой день после рождения, как и велит закон, мусульмане же обрезывают своих детей на тринадцатом году, как был обрезан Измаил (Быт.17:25). Обрезание символизирует смирение, подчинение воли Божией, поэтому в Священном Писании оно иногда образно относится и ко всему человеку (Втор.10:16 ; Иер.4:4), и к сердцу и к ушам человека (Иер.6:10 ; Деян.7:51) и даже к плодам вновь посаженных деревьев (Лев.19:23). В годы зарождения христианства новообращенные иудеи придавали чрезмерно высокое значение этому обряду и потому ·ап. Павел не раз поясняет, что в деле спасения важен не внешний знак, а внутреннее перерождение (Рим.2:29 ; Гал.6:15), напоминая, что и Аврааму праведность была вменена по вере, а не по обрезанию (Рим.4:11).
обряд, заключающийся в обрезании крайней плоти у всех младенцев мужского пола. Этот обряд проводился на восьмой день после рождения ребенка и был завещан иудеям еще Авраамом. От них его переняли многие восточные народы, исповедующие ислам. Однако для большинства мусульман обрезание является не более чем традицией и нередко откладывается до достижения мальчиком 5-6-летнего возраста. Среди иудеев же обряд обрезания строго соблюдается, так как является религиозным. В первые времена Христианской церкви относительно обрезания было множество разногласий, поэтому апостол Павел подвел итог этому спору в своем Послании к Галатам: «Вот я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа. Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить закон» (Послание к Галатам, 5, 2–3), «Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь» (Послание к Галатам, 6, 15). Что касается иносказательного смысла, то слово «необрезанный» часто употребляется для характеристики людей злобных и нечестивых, а выражение «обрезать себя для Господа» означает сделаться верным и послушным.
♦ обрезание крайней плоти
А. Случаи обрезания
♦ Авраам и его дом:
Быт 17:23-27
♦ Исаак:
Быт 21:4; Деян 7:8
♦ весь мужеский пол города Сихема:
Быт 34:24
♦ сын Моисея:
Исх 4:24,25
♦ Израильтяне в Галгале:
Нав 5:2,3
♦ Иоанн Креститель:
Лк 1:59
♦ Иисус:
Лк 2:21
♦ апостол Павел:
Флп 3:5
♦ Тимофей:
Деян 16:3
Б. Обрезание в Ветхом Завете
♦ совершается на восьмой день:
Быт 17:12
♦ знак завета:
Быт 17:9-14
♦ знак веры Авраама:
Рим 4:11
♦ должно сопровождаться обрезанием сердца:
Втор 10:16; Втор 30:6; Иер 4:4
В. Обрезание в Новом Завете
1. Споры в ранней церкви
♦ сторонники обрезания в церкви:
Деян 11:2,3; Гал 2:12; Гал 6:12,13; Тит 1:10
♦ обсуждалось лидерами церкви в Иерусалиме:
Деян 15:1-22; Гал 2:4
♦ решение: обрезание не нужно:
Деян 15:6-29; Гал 2:1–3,15,16
2. Эта тема в посланиях Павла
♦ физическое обрезание ничего не значит:
1Кор 7:19; Гал 5:6; Кол 3:11
♦ обрезание не нужно для спасения:
Рим 4:9-12; Гал 2:2,3; 1Кор 7:18
♦ истинное обрезание означает повиновение:
Рим 2:25
♦ истинное обрезание — это обрезание сердца:
Рим 2:28,29
♦ истинные христиане — истинно обрезанные:
Флп 3:3
♦ христиане обрезаны при крещении:
Кол 2:11,12
♦ (ENG circumcision)
удаление крайней плоти у мужчин как знак договора, заключенного с Богом (Быт. 17:9-14) в ветхозаветном Израиле. Оно свидетельствует о принадлежности к иудейской общине.
обряд удаления крайней плоти мужского члена. Возник в первобытном обществе, совершался при инициации. Сохранился у некоторых народов Австралии, Океании, Африки, в религиозном ритуале иудаизма (над младенцами) и ислама (над мальчиками 7-10 лет).
ОБРЕЗАНИЕ, я и ОБРЕЗАНИЕ 1, я, ср. У евреев и у нек-рых других народов: религиозный обряд, состоящий в удалении крайней плоти мужского члена у мальчиков.
ОБРЕЗАНИЕ 2 см. обрезать.
— составляет весьма распространенный обычай, получивший у некоторых народов важное религиозное и национальное значение. Мы встречаемся с обычаем О. во всех частях света, в Австралии, Полинезии, Африке, Америке, на Малайском архипелаге, в древнем Египте и Мексике, у евреев и магометан. У большинства народов О. совершается над мальчиками и юношами 10-17 лет (в древнем Египте — на 14-м году) и составляет как бы посвящение в мужчины, официальное признание половой зрелости. У магометан О. не составляет догмата, а только традиционный обычай (соннат), унаследованный, по-видимому, от эпохи до Магомета. Турки совершают О. над мальчиками 8-13 лет, персы — над 3-4-летними, магометане Малайского архипелага — над 10-13-летними арабы городские — на 5-6 году, деревенские — на 12-14 году. В Африке обычай О. мог распространиться из древнего Египта (где он существовал уже за 1500 лет до Р. Х.), но возможно, что он был известен издревле или был усвоен с восточного берега. По данным, собранным Заборовским, О. в Африке стоит в связи с распространением древних культурных растений, проса и сорго, а в некоторых местностях — и с распространением, сравнительно недавним, культуры риса. В Австралии О. соединяется иногда с варварскими операциями, результатом которых является невозможность оплодотворения со стороны мужчины. Среди племен американских индейцев О. встречается лишь спорадически. В Полинезии и Меланезии О. ограничивается обыкновенно только надрезом praeputii; на некоторых островах, например Новой Зеландии, оно неизвестно. Андрэ определяет все число практикующих О. людей приблизительно в 200 млн. = 1/7 всего человечества. Обыкновенно племена, разделяющие этот обычай, смотрят презрительно на "необрезанных". Совершение О. сопровождается обыкновенно празднествами, отчасти религиозного характера (как у евреев и магометан), отчасти только знаменующими наступление половой зрелости у одного из членов семьи; для выполнения операции приглашается, у первых духовное лицо (раввин), у других — врач-знахарь. Производится О. у некоторых народов еще кремневыми или обсидиановыми ножами; то же было, по-видимому, в древнем Египте и у евреев, что указывает на древность обычая. У некоторых народов О. имеет характер жертвы богам; так, на островах Вити или Фиджи, в целях облегчения от трудной болезни, приглашают жреца и приводят еще необрезанного мальчика, над которым и совершают операцию, принося затем отрезанную плоть и другие дары божеству. Весьма невероятно, чтобы в деле О. играли какую-нибудь роль санитарные цели, как это пытались некоторые доказывать. Кое-где, например в Африке, у арабов и т. д., практикуется и О. девочек (удаление clitoris, малых губ), иногда в связи с так называемой инфибуляцией; но этот варварский обычай вызывается другими целями, в частности — предупреждением возможности полового сношения.
Д. А.
Взгляды врачей на гигиеническое значение О. диаметрально противоположны. В то время как одни смотрят на О. как на печальный атавизм, лишенный всякого научного значения (Португалов), многие, и весьма компетентные исследователи (Hyrtl, Malgaigne, Tilmans, Erichsen, Reverdin, Lalemand и др.), признают за О. весьма важную в профилактическом и терапевтическом отношении меру и рекомендуют распространение операции в более широких сферах населения. Действительно, операция О. устраняет целый ряд заболеваний, возможных лишь у необрезанных. У некоторых субъектов, как известно, отверстие крайней плоти бывает крайне узко, такой прирожденный порок развития (фимоз), сопровождаясь обыкновенно частичными сращениями крайней плоти с головкой, влечет за собой многочисленные болезненные явления. Скопляющаяся при этом в препуциальном мешке смегма своим механическим и химическим раздражением вызывает воспаление головки или причиняет зуд и щекотанье, заставляющее детей чесаться, что служит обыкновенно первым толчком к онанизму. При несоответствии наружного отверстия мочеиспускательного канала с отверстием крайней плоти могут встретиться затруднения и при мочеиспускании, с задержанием мочи в препуциальном мешке и расширением пузыря. В раннем детском возрасте узость крайней плоти и сращение последней с головкой представляют почти физиологическое явление и констатируются, по наблюдениям Бокая, Зейделя и Парка, у 80% детей, хотя, с возрастом последних, сращения эти постепенно уничтожаются. В детском возрасте даже сравнительно незначительные периферические раздражения вызывают нередко различного рода нейрозы как в двигательной, так и в чувствительной сфере, чем и объясняются многочисленные, описанные у детей случаи столбняка, эпилепсии, истерии и параличей, устраненных обрезанием. Этим, может быть, отчасти объясняется, почему детская смертность, особенно в первые месяцы жизни, у евреев и магометан меньше, чем у христиан. По Веселовскому, на первом году жизни в России умирают: у евреев 14,69% всех родившихся, у магометан 17,53%, у христиан 21,26%; в великом герцогстве Баденском, за период времени от 1864 до 1873 г., в первый месяц жизни у католиков умирало 10,71 — 11,21% детей, у протестантов 7,93 — 8,26%, у евреев 5,73 — 6,73%. Заражения, per coitum, сифилисом распространено среди христиан несравненно значительнее, чем среди евреев и магометан. Среди 3214 больных (из них 1734 христиан и 1480 евреев), пользованных доктором Минором (в Москве) от различных нервных болезней, % христиан, в анамнезе которых был сифилис, равнялся 16,8, а евреев лишь 3,5. Медико-хирургическое общество в Лидсе и международный конгресс в Париже (в 1865 г.) признали за "обязательным О." одну из важных профилактических мер против заболевания сифилисом. О. производится на 8 день после рождения. Оператор отсекает крайнюю плоть острой бритвой по всей окружности; во избежание рубцового сужения отверстия ее, разрывает внутренний слизистый листок крайней плоти, захватывает губами новообразованную рану, отсасывает и выплевывает кровь, после чего весь половой орган обсыпается толстым слоем мелко истертого порошка перегнившего дерева или так называемым пульвером (semen lycopodii). С санитарной точки зрения практикуемая по традиционным методам, выработанным много веков тому назад, операция, далеко не всегда представляется безопасной (заболевания туберкулезом или сифилисом после О.). Для упорядочения еврейского обряда О., как в различных государствах Западной Европы, так и у нас (Общество охранения народного здравия в СПб., в 1890 г.), проектированы были различные меры, которые, щадя религиозные чувства масс, имели целью лишь обезопасить обряд. Представители еврейского духовенства, при обмене мыслями с врачами, нашли возможным допустить употребление особых высасывающих приборов вроде употребляемых для отсасывания молока из грудей. Еврейские консистории многих городов Западной Европы требуют, чтобы правом на производство операции пользовались лишь лица, после предварительного испытания в теоретическом и практическом знакомстве с операцией и послеоперационным лечением, согласно современным воззрениям хирургии, сама же операция должна производиться в присутствии врача. В настоящее время в более интеллигентных сферах еврейства О. производится врачами, с соблюдением всех приемов асептики.
Ср. Ploss, "Geschichtliches und ethnologisches ü b. Knabenbeschneidung" (Лейпциг, 1885); В. Португалов, "О. у евреев" ("Медиц. Обозр." 1884, с. 1065); M. Конельский, "Обряд О. у евреев с точки зрения современной медицины" ("Врач", 1887, №№ 33, 34 и 35); Погорельский, "О еврейском обряде О."; Вермель ("Врач", 1890, № 37); "Журнал Рус. Общ. Охранения Народ. Здравия" (1891, №№ 8 и 9); Грузенберг, "Реальная энциклоп. медиц. наук" (т. XIII); Минкевич, "О. у древних колхов" ("Медиц. Сборн. Кавказского Медиц. Общества", 1896).
M. Б. К.