обучение, обучения, мн. нет, ср. Действие по гл. обучить-обучать и обучаться. «...Революция 1905 г. чрезвычайно много сделала для политического обучения масс...» Ленин. Обучение языкам. Обучение войск. Начальное обучение. Заочное обучение. Совместное обучение.
совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляется развитие личности, её образование и воспитание. Понятие "О." многозначно. Свойство обучаться принадлежит к числу фундаментальных свойств всех живых систем. Кибернетика понимает О. ещё шире, говоря, например, о самообучающихся системах. В ходе социального развития О. становится отдельным, специфическим видом общественной деятельности, превращается в средство передачи социального опыта. Гл. составляющие процесса О. - преподавание и учение. В их единстве заключается осн. дидактическая функция О. В элементарной форме отношение "преподавание - учение" проявляется в конкретном взаимодействии учителя и ученика. Однако только к такому взаимодействию не сводится. Ученик в системе дидактических отношений выступает как объект преподавания и как субъект учения. Управляющая роль в этом взаимодействии принадлежит учителю. Отношение "преподавание - учение" определённым образом реализуется и в заочном обучении. Деятельность преподавания в этом виде О. представлена в виде письменных заданий, учебников и т.д.
В условиях непрерывного образования прямое педагогическое руководство заменяется опосредованным, учение всё более принимает форму самообразования. Содержательная и процессуальная стороны О. находятся в единстве и влияют друг на друга. Объём и структура содержания образования должны соответствовать закономерностям и принципам О., условиям, в которых оно протекает, возможностям и особенностям формирующейся личности учащихся. Единство образовательной, воспитывающей и развивающей функций О. выступает как принцип педагогической деятельности; нужны специальные усилия педагогов, чтобы его обеспечить.
Существуют различные системы организации О.: индивидуальное О. (см. Индивидуализированного обучения системы), классно-урочная система, лекционно-семинарская система, предметно-курсовая система обучения, курсовая система обучения и др. Каждая из них использует характерные организационные формы обучения, способствует созданию специфических условий О., воспитания и развития учащихся.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 175)
См. также Индивидуализированного обучения системы
Ч312
неграмотность
Syn: воспитание, образование, тренировка, учение, просвещение, занятия
основной путь получения образования, процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов, мастеров, наставников и т. д. В ходе обучения усваивается социальный опыт, формируется эмоционально-ценностное отношение к действительности. Развитие индивидуальных способностей, интересов учащихся осуществляется в процессе дифференцированного обучения. Тесно связано с воспитанием. Ведется в учебных заведениях и в ходе практической деятельности.
ОБУЧЕНИЕ см. учить.
ср.
Процесс действия по знач. глаг.: обучить, обучать, обучиться, обучаться.