объективизм, объективизма, муж. (от лат. objectivus - предметный).
1. Противоположный субъективизму метод исследования, исходящий из анализа объекта, объективной действительности (филос.). - Объективист, доказывая необходимость данного ряда фактов, всегда рискует сбиться на точку зрения апологета этих фактов; материалист вскрывает классовые противоречия и тем самым определяет свою точку зрения. Объективист говорит о "непреодолимых исторических тенденциях"; материалист говорит о том классе, который "заведует" данным экономическим порядком, создавая такие-то формы противодействия других классов. «Таким образом, материалист, с одной стороны, последовательнее объективиста и глубже, полнее проводит свой объективизм.» Ленин. В учениях буржуазных философов и социологов объективизм превращается в средство обоснования незыблемости капиталистического строя. Подлинный научный объективизм возможен лишь при подходе к объекту с точки зрения диалектического материализма.
2. То же, что объективность во 2 знач. В споре было проявлено мало объективизма.
направление в американской поэзии 20 в., объединявшее Э. Паунда, У. К. Уильямса, Л. Зукофски, Ч. Резникова и др. поэтов, которые - в качестве реакции на субъективизм символистской лирики - предлагали сосредоточиться на предметах объективного мира, возможно более полно и непредвзято воссоздавая их средствами "обычного" языка.
ОБЪЕКТИВИЗМ, а, м. (книжн.).
1. Концепция, согласно к-рой возможно объективное, независимое от классового подхода, познание законов развития общества.
2. Непредвзятость, беспристрастность, объективный подход к чемун.
| прил. объективистский, ая, ое (к 1 знач.).
— стремление к оценке вещей, лиц и событий на основании их точного изучения, независимо от собственных пристрастий и предвзятых мнений, когда они не могут быть удовлетворительно оправданы разумом. В этом смысле О. обязателен для всякого ученого и критика, который должен быть, прежде всего, освобожден от баконовских "идолов" (см. Бакон). Но если под О. разуметь полное и безусловное отделение изучаемых предметов от душевной природы изучающего, то такой абсолютный О. должен быть признан невозможным. Независимо от общей гносеологической соотносительности между познаваемым и познающим (см. Познание), врожденные и в основе своей бессознательные свойства личной и национальной души не могут быть лишены своего естественного влияния через одно намерение быть объективным. Самый факт преобладающего стремления к О. в том или другом ученом или критике основан на его субъективных психологических свойствах — на холодности темперамента, на равнодушии к известным сторонам жизни и т. д. Эти свойства, соответствующие одним областям знания (например, математике, формальной логике), могут быть совсем неуместны для других (например, для истории или для богословия, где имеет силу изречение pectus facit theologum). Если чьи-нибудь личные чувства и мнения согласны с высшими идеальными требованиями, то нет причины от них отрешаться. Поскольку данная действительность находится в процессе изменения и совершенствования и, поскольку в этом процессе играют роль чувства, мысли и стремления человека, абсолютный О., если бы даже он был возможен, не был бы желателен, как равносильный остановке развития. Истинный, разумный О. требует, чтобы, кроме фактов действительности, принималось во внимание и её достоинство — а это связано с той или другой высотой субъективного мерила. Во всяком случае должно помнить, что самая противоположность между субъектом и объектом не есть что-нибудь безусловное и окончательное и что полная правда не может быть ни только объективной, ни исключительно субъективной.
Вл. С.