объяснение, объяснения, ср. (книж.).
1. только ед. Действие по гл. объяснить-объяснять. Марксисткое объяснение явлений. Объяснение непонятных слов. Объяснение задачи в классе.
2. Письменное или устное изложение в оправдание чего-нибудь. Потребовать от кого-нибудь объяснения.
3. Причина, источник чего-нибудь. Найти объяснение данного явления.
4. Действие по гл. объясниться-объясняться; разговор для выяснения чего-нибудь. «Отвечайте мне коротко и искренно на один только вопрос..., и наше объяснение сейчас кончится.» Гончаров. «У матушки происходило объяснение с отцом.» А.Тургенев. «Я избавил вас от весьма неприятных объяснений.» А.Тургенев.
• Объяснение в любви - признание в любви.
одна из функций науки, научного познания, состоящая в раскрытии сущности изучаемого объекта.
познавательно-аналитическая процедура, приобретающая ведущее значение в развитии естественно-научного знания Нового времени. Отправной точкой О. служит реальность; мышление человека раскрывает в ней необходимо-закономерный порядок, логически обусловливает этот порядок и подтверждает его через эксперимент, что выводит сами эти процедуры на первый план анализа и поиска научной истины. Т.о., О. позволяет подвести под истинные те или иные высказывания, идеи, теории, соотнося их с тем, что происходит в действительности с т.зр. рационально-дискурсивного анализа.
О. широко используется в естеств. науках, имеющих дело с внешним опытом и опирающихся на рассудочно-логич. знание, доступное опытной проверке. Вместе с тем О. широко представлено и в культурологич. знании — в истор. исследованиях, при изучении социальных и социол. аспектов культуры и др. Процедура О. при этом тесно сопрягается с процедурой понимания. О. и понимание нельзя рассматривать в качестве абсолютных антиподов в процессе познания; не выступают они и свойствами явлений действительности или характеристик познающего человека; они — суть отношения между мыслью и действительностью. Выступая как универсальные интеллектуальные операции процессов познания, они их взаимоопределяют и взаимодополняют. Обе процедуры в разных формах и с неодинаковой частотой используются в процессах познания как в естественно-научных, так и в гуманитарных науках.
См. также Понимание.
Лит.: Тульчинский Г.Л. Проблема осмысления действительности. Л., 1986; Понимание как философско-методологическая проблема: Материалы "круглого стола"// ВФ. 1986. № 7-9; Розин В.М. Научное познание и художественное постижение как явления культуры и творчество человека // Социально-полит. журнал. 1993. № 8.
Г.А. Аванесова.
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996
дидактический приём раскрытия существенных свойств изучаемого объекта, его внутренней структуры и связей с другими объектами. О. опирается на имеющийся у учащихся опыт (чувственный и логический, опыт рассуждений), а также включает в себя создание такого опыта. Эффективность О. зависит от активности (прежде всего мыслительной) воспринимающих его учащихся. Критерий эффективности - способность использовать объясняемые свойства и связи (отношения) для решения новых задач (в т.ч. практических), для получения новых знаний.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 176-177)
Ч312.511
Объяснение
♦ Explication
Действие, заключающееся в указании причины или основания чего-либо. Из принципа основания и принципа каузальности следует, что любому факту, каким бы он ни был, имеется объяснение: необъяснимого не существует. Необходимо отметить, что подобное объяснение не несет в себе самом никакой нормативной оценки и не может употребляться в значении порицания или одобрения. Наша способность объяснить то или иное заболевание не делает его менее серьезным и не отменяет его патологического характера. Наше умение объяснить нацизм не делает его менее гнусным и не отменяет всей тяжести его последствий. Мне не раз приходилось читать о якобы необъяснимой природе репрессий нацистов против евреев, о том, что не стоит и пытаться понять ее, что любая попытка ее объяснить, впрочем тщетная, возможна лишь на пути отрицания присущей ей ужасающей неповторимости. Рассуждать так, значит соглашаться с иррационализмом нацизма, выступать за мрак и против Просвещения. Кто сказал, что расизм не поддается объяснению? И что такого необъяснимого заключается в расизме, достигшем столь высокой степени фанатизма и ненависти, что он становится убийцей? Массовый расизм означает массовое преступление, вот и все. И чтобы с ним бороться, все-таки стоит попытаться его понять. Иногда говорят: понимание того или иного явления делает невозможным его осуждение. Это глубокое заблуждение. Разве онкология утверждает, что рак – зло? Нет, но она помогает нам бороться с раком. Объяснение никогда не заменяет оценку, как оценка не способна заменить объяснение.
Syn: разъяснение, пояснение, определение, истолкование, толкование, трактовка, комментарий
функция научного исследования, состоящая в раскрытии сущности изучаемого объекта; осуществляется через постижение определенного закона, которому подчиняется данный объект.
ОБЪЯСНЕНИЕ, я, ср.
1. см. объяснить, ся.
2. Письменное или устное изложение в оправдание чегон., признание в чёмн. О. по поводу опоздания. Представить свои объяснения.
3. То, что разъясняет, помогает понять чтон. Трудно найти о. такому поступку. Так вот где о.! (теперь понятно, в чём дело, в чём причина).
| прил. объяснительный, ая, ое (ко 2 знач.; офиц.). Объяснительная записка.