25 ноября 2024
450 тысяч слов
+44 за сегодня

Значения слова оккультизм

все
Словарь Ушакова
Культурология. Словарь-справочник
Религии народов современной России
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Энциклопедический словарь
Словарь Ефремовой

Словарь Ушакова

оккультизм

оккультизм, оккультизма, мн. нет, муж. (от лат. occultus - таинственный). Общее обозначение мистических учений, утверждающих, будто существует особая, таинственная связь человека с т.н. потусторонним, не познаваемым при помощи разума миром.

Культурология. Словарь-справочник

оккультизм

(лат. occultusтайный, сокровенный) – общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, доступных лишь для «посвященных», прошедших специальную психическую тренировку. Учения оккультизма о всеобщих скрытых связях явлений и о человеке как микрокосме сыграли в XIV – XVI вв. видную роль в развитии наблюдательных и экспериментальных методов.

Религии народов современной России

оккультизм

(от лат. occultus тайный, сокровенный)

   совокупное название учений, к-рые признают наличие тайных сил в человеке и космосе. О. исходит из предположения, что глубинные сущности вещей не познаются в обычном человеческом опыте, однако они постигаются через особое посвящение и специальную психическую практику. В ритуале посвящения человек переживает обычно огромные психические потрясения, связанные с ощущением смерти и нового рождения, к-рое позволяет ему достигать «высшей ступени» сознания и способности воздействия на скрытые силы природы и человека.

   О. на протяжении мировой истории постоянно преображался, вступая в новые отношения с философией, религией, наукой, искусством. При этом иными оказывались объем и содержание самого понятия. Впервые в самостоятельную область, несовместную ни с какой религ. системой, О. выделяется в эпоху поздней античности на базе эллинистически-религиозного синкретизма. В 1–4 вв. в Александрии рождается обширная оккультная лит-pa, к-рая называлась герметической по имени легендарного основателя О. Г ермеса Трисмегиста.

   В это время рождаются «герметические науки» - алхимия и астрология. Появляется теоретическое сочинение «Изумрудная скрижаль», в к-ром изложено учение о таинственных, непостижимых связях между всеми элементами вселенной (планетами, металлами, драгоценными камнями, растениями и частями человеческого тела).

   Древнее представление о человеке как микрокосме, т. е. природном создании, связанном с космосом, к-рое воспроизводит в себе неисчерпаемое богатство и структуру макрокосма, т. е. большого мира, мира вселенной, стало основой оккультизма. О. занимался исследованием скрытых природных сил, чтобы поставить их на службу человеку. В эпоху Возрождения О. разрушал теологическую картину мира, изживал умозрительную схоластику и подготавливал рождение экспериментального естествознания. Обобщающее значение имело сочинение Агриппы Неттесхеймского «Оккультная философия» (1533). В нем осуществлен синтез различных оккультно-магических учений и сделана попытка превратить магию в «естественную» науку, к-рая изучает тайные силы, стягивающие элементы вселенной в нечто упорядоченное. Ключом к постижению космоса считался человек, в кром зашифрованы структуры большого мира. Астрология и магия возводились в ранг конкретного знания.

   Учения О. о всеобщих скрытых связях явлений и о человеке как микрокосме несомненно сыграли в 1416 вв. заметную роль в шлифовке экспериментального, практического наблюдения. Все это содействовало развитию естествознания в 17 в. О. оказался прологом к «естественному» знанию в итальянской натурфилософии Возрождения у Дж. Кардано, Б. Телезио.

   Бурное развитие науки подорвало веру в О. и «герметические науки». В то же время широко распространились светские оккультные общества. Напр., розенкрейцеры пытались соединить алхимию с общественными проектами. Они высказывались за преображение человеческой природы и «обновление» земли Т. обр. происходит сближение «оккультного мистицизма» с естественно-научным рационализмом. Это относится к итальянской натурфилософии эпохи Просвещения.

   В кон. 19 в. О. выполняет несколько иную роль. Он претендует на создание некой новой «универсальной» религии, к-рая могла бы сложиться на основе объединения оккультных и религ. - филос. учений самых разных народов и времен (см. Вневероисповедная религиозность).

   Интерес к различным формам О., вневероисповедной мистике характерен и для совр. России.

   П.С. Гуревич

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

оккультизм

 Оккультизм

 ♦ Occultisme

   Не вера в сокрытые истины (почти все истины сокрыты, «глаза, – как говорит Лукреций, – не способны познать природу вещей»), но вера в истины, которые не желают открываться или сознательно скрываются по той причине, что их природа абсолютно отлична от природы других истин и представляет собой сверхъестественное, сюрреальное, сверхчувственное, замогильное или потустороннее… Эти истины постигаемы только в рамках оккультных наук – само по себе это определение дает яркий пример оксюморона. Оккультисты занимаются столоверчением и слушают откровения духов, верят в привидения и прорицания, практикуют алхимию и магию. Что во всем этом «научного»? Оккультизм – не более чем суеверие, основанное на невидимом.

Энциклопедический словарь

оккультизм

(от лат. occultus - тайный, сокровенный), общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, доступных лишь для "посвященных", прошедших специальную психическую тренировку. В философском плане ближе всего к гилозоизму и пантеизму. Учения оккультизма о всеобщих скрытых связях явлений и о человеке как микрокосме сыграли в 14-16 вв. видную роль в развитии наблюдательных и экспериментальных методов (итальянская натурфилософия эпохи Возрождения и др.).

Словарь Ефремовой

оккультизм

м.
Общее название мистических учений, признающих существование в мире
таинственных, сверхъестественных сил, недоступных научному познанию, но
доступных, якобы, познанию "избранных", "посвященных".

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Каким слово оккультизм может быть

Предложения со словом оккультизм

  • В алхимии и в практическом оккультизме они известны под другими именами.
  • В то время как белая магия имеет своей основой высшие законы мироздания и доступна только лишь одним посвященным в законы оккультизма, черная магия – пародия на белую.
  • Русская литература начала XX века и оккультизм.
  • Достаточно ли компетентен наш Комитет для того, чтобы изучать и толковать восточную психологию, или нет, – вряд ли кто будет отрицать, что западная наука неизбежно должна обогатиться вкладом индийских, сингалезских и других мистиков, которые ныне получили на страницах нашего журнала возможность дойти до тех, кто изучает оккультизм в Европе и Америке, возможность, о которой нельзя было ранее даже мечтать, не говоря о том, чтобы воплотить это воочию.