октава, октавы, жен. (от лат. octavus - Восьмой).
1. Восьмой тон гаммы, звучащий сходно с первым, но в более высоком регистре и имеющий одинаковое с первым название (муз.).
| Соответствующий интервал между первым и восьмым тоном гаммы (муз.). Сопрано поет октавой выше тенора. «Мы слышим с галереи: "Браво, Сильва!" - целой октавой ниже.» Чехов.
| Совокупность семи тонов в пределах этого интервала (муз.). Нормальный диапазон человеческого голоса - две октавы.
| Определенная часть клавиатуры, от первого до восьмого тона (муз.). Большая октава. Малая октава. Первая октава.
2. Очень низкий бас (голос и перен. певец).
3. Стихотворная строфа особой формы - ямбическое восьмистишие, в котором одна рифма объединяет первые три нечетные стиха, вторая - первые три четные стиха и третья - два последние стиха. "Домик в Коломне" Пушкина написан октавами. «Напев торкватовых октав.» Пушкин.
(от лат. octo — восемь) — строфа из восьми стихов с рифмовкой абабабвв при обязательном чередовании мужских и женских окончаний. Своей развернутостью, законченностью и гибкостью октава удобна как для небольших лирических стихотворений, так и для поэм.
Рб: структура стихотворного произведения
Род: строфа
Пример:
Четырехстопный ямб мне надоел:
Им пишет всякий. Мальчикам в забаву
Пора б его оставить. Я хотел
Давным-давно приняться за октаву.
А в самом деле: я бы совладел
С тройным созвучием. Пущусь на славу!
Ведь рифмы запросто со мной живут:
Две придут сами, третью приведут.
А. Пушкин
См. также "Дон Жуан" Д. Баройна.
* Октава, как и терцины, итальянского происхождения. Ею написаны рыцарские поэмы эпохи Возрождения — Неистовый Роланд Лодовико Ариосто и Освобожденный Иерусалим Торквато Тассо. Октава была весьма распространенной строфой в пушкинское время, ею писали и серьезные, и шуточные сочинения. Пушкин использовал октаву и для своей глубоко лирической Осени, и для комической поэмы Домик в Коломне (Е. Эткинд). *
(лат. octava — восьмая)
1. Интервал, состоящий из восьми ступеней. Обозначается цифрой 8. Чистая октава содержит 6 тонов. Уменьшенная октава — 51/2 тонов. Увеличенная октава — 61/2 тонов.
2. Часть музыкального звукоряда, содержащая семь диатонических или двенадцать хроматических ступеней.
3. Восьмая ступень от заданной.
♦ (ENG octave)
(лат. octavus - восемь)
восьмой день христианского празднества, или период восьмидневного ритуала, начинающийся с праздника. Сейчас в календарях Западных церквей имеют О. только Рождество, Пасха и Пятидесятница.
ОКТАВА, ы, ж. (спец.).
1. В музыке: восьмая ступень гаммы, а также интервал (во 2 знач.), охватывающий восемь ступеней звукоряда.
2. Очень низкий бас.
3. Восьмистишие, в к-ром первые шесть стихов (в 1 знач.) объединены двумя перекрёстными рифмами, а два последних смежной рифмой.
| прил. октавный, ая, ое.
— восьмая ступень диатонической гаммы, повторение ее тоники, а также расстояние или интервал между тоникой и ее повторением, заключающее в себе пять тонов и два диатонических полутона. Октава считается совершенным консонансом и чистым интервалом. От хроматического повышения верхней ее ноты или понижения нижней, О. расширяется и становится увеличенной. От хроматического понижения верхней ноты или повышения нижней, О. суживается и называется уменьшенной. От перемещения нижней ее ноты на О. вверх, или верхней на О. вниз, О. превращается в унисон. Так как между нотами О. заключаются все применяемые в музыке звуки, повторяемые во всех высших и низших областях звукоряда, то последний делится на О. (см. Нота). В гармонии и контрапункте, при сочетании голосов, их движение параллельными октавами не допускается. Скрытые О., т. е. ход двух голосов при прямом управлении из какого-нибудь интервала в О., тоже запрещаются при не сродных гармониях и при скачках в голосах, образующих скрытые О. Допускаются преднамеренные О., т. е. удвоение мелодии в О. В человеческом голосе (басе) октавой называются самые низкие ноты, которыми певец может на О. ниже удваивать басовую партию. В католической церкви О. называются также богослужения с музыкой в продолжение восьми дней, связанные с большими праздниками, например рождественская О.
Н. С.