(от греч. oligos - малый, phren - ум)
особая форма психического недоразвития, возникающая вследствие разных причин: патологической наследственности, хромосомных аберраций (от лат. aberratio - искажение, ломка), органического поражения центральной нервной системы во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития. При О. органическая недостаточность мозга носит непрогредиентный (непрогрессирующий) характер. Термин "О." был введён в 19 в. немецким психиатром Э. Крепелином.
Психопатологическая структура нарушения при О. характеризуется тотальностью и иерархичностью недоразвития интеллекта и психики в целом. По структуре клинической картины выделяют неосложнённые и осложнённые формы О. Осложнённые формы О. обусловлены сочетанием недоразвития мозга с его повреждением. Проблемы обучения, воспитания и социальной адаптации детей, страдающих О., разрабатывает олигофренопедагогика.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 178-179)
врожденное или рано приобретенное недоразвитие психической деятельности, которое по степени выраженности делится на дебильность (наиболее легкая степень умственной отсталости), имбецильность (от лат. imbecillus - слабый, немощный) и идиотию (самая глубокая степень).
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 100)
См. также Дебильность, Заззо, Рене, Идиотия, Имбецильность, Слабоумие
Ч435