26 ноября 2024
450 тысяч слов
+9 за сегодня
Всё об этом слове:

Значения слова оп-арт

все
Толковый словарь русского языка ХХI века
Культурология. Словарь-справочник
Энциклопедический словарь

Толковый словарь русского языка ХХI века

оп-арт

   , а, м.

   Направление в современном абстрактном изобразительном искусстве, в основе которого - передача иллюзии движения через ритмические комбинации однородных геометрических фигур, линий и цвета.

   * ► Демурова создает картины, продолжающие традиции оп-арта, "оптического искусства", когда художник захватывает зрителя визуальными обманками. Правда, лабиринты, конусы, лестницы и колонны на холстах куда как многогранней и глубже простой геометрии. Они отсылают к архаике, к древним камням Греции, к осыпавшимся колоннам Рима, к пирамидам Мексики. Фактура, глубина пространства здесь важнее, чем расчет. (НИ 19.11.08). *

   Є англ. op art < optical art 'оптический' + арт 'искусство'.

Культурология. Словарь-справочник

оп-арт

op artангл.: сокр. от "оптич. искусство".

одна из разновидностей кинетич. искусства (см. Кинетическое искусство); О.-а. стремится к достижению оптич. иллюзии движения неподвижного худож. объекта путем психо-физиол. воздействия на зрителей, их активизации. В отличие от кинетич. искусства, произведение и зритель неподвижны.

Искомый оптич. эффект строится на контрапункте напряженного худож. восприятия, требующего концентрации зрительского внимания, и фактич. неподвижности Артефакта. Эстетич. специфика О.-а. заключается в замене классич. перспективы многофокусным видением виртуального оптич. пространства. Движение в нем всегда виртуально, а не реально: визуализируется сама его идея. Создается иллюзия "ожившего пространства", плоскостное восприятие картины разрушается.

О.-а. возник в 1965 в США. Новое худож. движение заявило о себе проведением выставки "Отзывчивый глаз", представившей картины его создателей — Я. Эгема, Н. Шёффера, Х.-Р. Демарко, А. и Ж. Дуарте, А. Асиза и др. Первые произведения О.-а. были черно-белыми (В. Вэзэрли, В. Райли); в дальнейшем цвета служат достижению максимальных контрастов их интенсивности, созданию оптич. цветового смешения, вызывающего иллюзию движения. Динамич. эффекту подчинены и поиски оптимальных соотношений между светом и разл. материалами — зеркалами, наборами оптич. стекол, металлич. пластинами и т.д. (X. Мэк, Д. Ле Парк, Г. Алвиани).

Теория О.-а. разрабатывается Исследовательской группой (Б. Мунари, У. Эко, Э. Мари). Особое внимание уделяется партнерским отношениям между художником и зрителем-актером, а не пассивным созерцателем. В работе "Хватит мистификаций" подчеркивается, что подлинная концепция объекта предполагает двоякий подход, сочетающий непреложную данность конкр. ситуации и ее бесконечно многообразное видение. Акцентируется фактор случайности зрительского восприятия, стимулирующий вариативность индивидуального видения артефакта.

Достигнув расцвета во вт. пол. 60-х. гг., в дальнейшем О.-а. продолжал существовать как в собственно худож. формах (В. Вэзэрли, Я. Эгем), так и в дизайне, рекламе, прикладных областях, связанных с эстетизацией окружающей среды.

Лит.: Seitz W. The Responsive Eye. N.Y., 1965 (Cat.); Parola R. Optical Art Theory and Practice. N.Y., 1969; Barrett C, Op Art. L., 1970; Groupes, mouvements, tendances de 1'art contemporain depuis 1945. P., 1989.

Н. Б. Маньковская.

Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Энциклопедический словарь

оп-арт

(англ. oр art, сокр. от optical art - оптическое искусство), неоавангардистский вариант абстрактного искусства в европейской и американской живописи и графике 1940-90-х гг. [основатель - В. Вазарели (V. Vasarely) во Франции]. Ритмические комбинации однородных геометрических фигур, линий и цвета создают иллюзию движения; декоративные эффекты используются также в прикладном и оформительском искусстве, промышленной графике, плакате.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc