оперетта, оперетты, жен. (итал. operetta, букв. маленькая опера) (муз. театр).
1. Вид комической оперы, отличающийся чередованием пения и разговора, веселой, легкой музыкой и карикатурным или сатирическим содержанием. Автор оперетты.
| Соответствующее театральное представление. Пойти на оперетту.
2. Театральная труппа, играющая оперетты. Служить в оперетте.
(ит. operetta, букв. – маленькая опера) – музыкально-театральный жанр, представление преимущественно комедийного характера, в котором вокальные и инструментальные музыкальные номера, а также танцы перемежаются разговорными диалогами. Оперетта сложилась в Париже к середине ХIХ в.
(ит. operetta — маленькая опера) — музыкально-сценическое представление развлекательного характера, близкое к комической опере, но с более развитыми диалогами. Наиболее значительные произведения в жанре оперетты созданы Ж. Оффенбахом, Ф. Зуппе, И. Штраусом, И. Кальманом, Ф. Легаром, Ш. Лекоком, Р. Планкетом, К. Миллекером, К. Целлером и др. В жанре оперетты успешно работали российские композиторы: И. Дунаевский, Д. Шостакович, Т. Хренников, Н. Стрельников, А. Рябов, Ю. Милютин, В. Соловьев-Седой.
, -ы, ж.
Музыкальное комедийное произведение, в котором пение чередуется диалогом и танцами, а также представление такого произведения на сцене и театр, где оно исполняется.
* Популярная оперетта. В оперетте идет "Баядера". *
(итал. operetta, букв. - маленькая опера), музыкально-театральный жанр, представление преимущественно комедийного характера, в котором вокальные и инструментальные музыкальные номера, а также танцы перемежаются диалогами. Оперетта сложилась в Париже к сер. 19 в. Для ранних образцов характерны сатирическая направленность, злободневность, позднее большое значение приобретают лирическое и жанровое начала. В кон. 19 - нач. 20 вв. ведущее положение занимает венская оперетта. Свои школы оперетты сложились и в других странах. Среди мастеров оперетты: композиторы Ж. Оффенбах, Ш. Лекок, Ф. Зуппе, И. Штраус-сын, Ф. Легар, Р. Планкет, И. Кальман; Н. М. Стрельников, Б. А. Александров, И. О. Дунаевский, Г. С. Милютин, Д. Д. Шостакович, Т. Н. Хренников.
ОПЕРЕТТА, ы и (устар.) ОПЕРЕТКА, и, ж.
1. Музыкально-драматическое произведение (часто с комедийными элементами), в к-ром пение чередуется с танцами и диалогом. Жанр оперетты.
2. Представление такого произведения на сцене. Играть в оперетте.
| прил. опереточный, ая, ое. Опереточные страсти (перен.: не воспринимаемые всерьёз).
— небольшая опера, в которой отдельные музыкальные номера связаны не речитативами, а диалогами. В О. все музыкальные номера меньше по размеру, проще по форме и по фактуре, чем в опере. О. состоит из одного, двух или трех актов, не более. Сюжет О. — исключительно комический. Хотя итальянскую opera-buffa нельзя вполне считать О., но она генетически связана с нею. Первой формой opera-buffa было веселое интермеццо, исполнявшееся между актами серьезной оперы, чтобы путем контраста возвысить художественное действие серьезной оперы. Выдающимися композиторами в этой области были Лагрошино, Пиччини, Галуппи, Паизиелло, Чимароза, позднее Россини, Доницетти. Opera-buffa есть продукт XVIII ст. После изгнания итальянской opera-buffa из Парижа, там явилась французская оперетта: "Comédie à ariettes". Первое сочинение в этом роде, "Les troqueurs", написал Антуан д'Овернь (1754); затем О. писали во Франции Дуни, Филидор, Монсиньи, Гретри, д'Алейрак, Госсек, Катель, Николо Изуар. У позднейших композиторов О. скорее переходит в комическую оперу (Буалдьё, Адам, Мегюль, Обер). Позднейшая О. во Франции получила у Герве, Оффенбаха, Лекока и мн. др. характер музыкальной сатиры. В Германии О. зародилась в начале второй половины XVIII стол. Первая О.: "Der Teufel ist los", с музыкой Штандфуса, была дана в Лейпциге, в 1752 г. О. писал еще Адам Гиллер. В Вене О. появилась годом раньше, чем в Лейпциге: "Der Krumme Teufel" написана Иосифом Гайдном в 1761 г. В 1768 г. Моцарт (отец) написал "Bastien und Bastienne". Для Вены оперетты писал еще Карл Диттерс фон-Диттерсдорф. В Мюнхене в этой области действовал Винтер, в Мангейме — Гольцбауэр, в Берлине — Андре, Иоганн Шульц. Писали еще О. Цумштеег, Бенда и др. Под влиянием новейшей франц. О. развилась новейшая немецкая, представителями которой являются Зуппе, Иоганн Штраус, Миллекер, Целлер. В Англии во второй половине XIX стол. О. стала пользоваться особенными симпатиями; из композиторов ее особенно известны Сюлливан и Осмонд Карр. Хотя в России иностранная О. пользуется успехом, но до сих пор попытки в области русской О. оказывались ничтожными. Название "О." установилось в середине прошлого столетия. К области легких сценических представлений с музыкой относится и водевиль (см.).
Н. С.