опыт, опыта, муж.
1. мн. редк.. Совокупность практически усвоенных знаний, уменья, навыков. «Для того, чтобы правильно руководить, необходимо опыт руководителей дополнить опытом партийной массы, оптом рабочего класса, опытом трудящихся, опытом так называемых "маленьких людей".» Сталин (заключительное слово на Пленуме цк вкп(б) 5 марта 1937 г.). Большой жизненный опыт. Педагогический опыт. Административный опыт. Революционный опыт.
| Испытанное на практике. «Наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни.» Пушкин. Знать что-нибудь по собственному опыту. Наученный горьким опытом. Убедиться на личном опыте.
2. только ед. Отражение в человеческом сознании объективного мира, получаемое через посредство чувственного восприятия на основе практики изменения мира (филос.). Чувственный опыт. Эстетический опыт художника.
3. Воспроизведение какого-нибудь явления (чаще физического) в искусственно созданных условиях с целью его исследования; то же, что эксперимент. Умозрение сочетается с наблюдением и опытом. Физические опыты. Производить опыты с чем-нибудь или над чем-нибудь.
4. Попытка осуществления чего-нибудь, проба. Первый литературный опыт. Стихотворные опыты. Опыт новейшей организации производства.
Древнерусское – опытать (испытывать).
Появление слова «опыт» в русском языке относится к XVII в.
В древнерусском языке под «опытом» понимали первоначальное молоченье. Гораздо позже опытом стали называть испытание, попытку, научный эксперимент. В научный язык слово было введено М. Ломоносовым – великим русским естествоиспытателем.
Производное: опытный.
1) прежде всего то, что происходит с человеком в его жизни и что он осознает;
2) в философии опыт есть основа всего непонятийного знания о действительности; у Канта опыт есть главный продукт нашего рассудка, с него начинается познание.
♦ "Приглашаются гостиничные работники, желательно без опыта работы" — чтоб не крали.
♦ "Не религиозный опыт, а религиозные опыты", — писал Бердяев о дневниках Поплавского с их поиском святости через необыкновенность.
Опыт
♦ Expérience
Способ постижения реальной действительности; все, что поступает к нам извне (внешний опыт) и даже изнутри (внутренний опыт) при условии, что в результате мы узнаем что-то новое. Противостоит разуму, но одновременно предполагает и включает в себя участие разума. Существо, полностью лишенное мыслительных способностей, не может извлечь опыт ни из одного факта, поскольку не может ничему научиться. В то же время любое рассуждение является для нас таким же фактом, как любой другой. Поэтому мы ничего не можем без опыта: опыт оправдывает существование эмпирического подхода, и он же не позволяет ему скатиться в догматизм.
♦ (ENG experience)
(от лат. experientia - испытание, проверка)
состояние бытия, подверженное сознательному воздействию, или осознание содержания жизни индивидом, группой или обществом.
1. Syn: испытание, проба, эксперимент (кн.)
2. Syn: квалификация
эмпирическое познание действительности; единство знаний и умений. Опыт выступает как результат взаимодействия человека и мира и передается от поколения к поколению.
ОПЫТ, а, м.
1. Отражение в сознании людей законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате их активного практического познания (спец.). Чувственный о.
2. Совокупность знаний и практически усвоенных навыков, умений. Жизненный о. О. исследовательской работы. О. строительства. Поделиться своим опытом с кемн.
3. Воспроизведение какогон. явления экспериментальным путём, создание чегон. нового в определённых условиях с целью исследования, испытания. Удачный о. Химические опыты. Опыты селекционеров.
4. Попытка осуществить чтон., пробное осуществление чегон. Первый о. молодого писателя.
| прил. опытный, ая, ое (к 1 и 3 знач.) и опытовый, ая, ое (к 3 знач.; спец.). Установить чтон. опытным путём. Опытная сельскохозяйственная станция. Опытовые суда. Опытовый бассейн.
(в философском смысле) — означает как отдельные состояния сознания, испытываемые или испытанные субъектом, так и совокупность таких состояний у единичных людей и у всего человечества. О. есть первичный источник наших знаний, дающий материал для всякого другого познания. С различных точек зрения О. разделяется на прямой и косвенный, внутренний и внешний, житейский и научный. Состояния, переживаемые и пережитые самим данным субъектом, составляют его прямой или непосредственный О.; достоверное свидетельство о чужих опытах есть для него О. косвенный. Чьи бы то ни было знания об Америке суть во всяком случае опытные (по происхождению своему), так как ни путем чистого мышления, ни путем откровения свыше мы таких сведений не получаем; но для не бывавшего в Америке всякое эмпирическое знание о ней, очевидно, получается лишь косвенным образом, через усвоение чужих опытов. С прогрессом личной и собирательной жизни О. обоего рода возрастает неравномерно: косвенный несомненно перевешивает. Различие между внешним и внутренним О. обусловлено участием или неучастием органов чувств — зрительного, слухового и т. д. То, что нами испытывается с ближайшей помощью этих органов, называется внешним О., а то, в чем они не действуют определяющим образом (каковы душевные волнения, решения воли, размышления), относится к внутреннему О. Такое обозначение, строго говоря, неверно, так как все без исключения испытываемое нами есть непременно наше внутреннее состояние, и выражение: внешний О. есть contradictio in adjecto. О самых органах так называемых внешних чувств мы можем знать лишь через наши собственные ощущения. Почему, однако, некоторые из испытываемых нами состояний сознания принимаются как свидетельства о чем-то другом, кроме нас самих, и в какой мере и на каких основаниях такое свидетельство может быть признано достоверным — этот гнозеологический вопрос стал первенствующим в философии с прошлого века; решительная его постановка составляет отличие философского критицизма от догматизма, относящегося к нему без достаточной определенности и последовательности (см. Познание). Более или менее широкое обобщение переживаемых событий через более или менее отчетливо действующую рефлексию выражается в житейском или жизненном О., который можно различать на личный и исторический. Систематическая обработка опытного материала посредством правильной рефлексии образует О. научный в общем смысле, от которого следует отличать особый специальный прием, применяемый в некоторых науках и состоящий в создании искусственных условий для явлений, с целью проверки относящихся к ним обобщений: этот прием также называется О. но, во избежание недоразумений, лучше обозначать его словом: эксперимент (см.). Иногда говорят о религиозном О., как особом роде О., наряду с указанными; но это неправильно, так как испытываемые религиозные состояния лишь по своему содержанию и значению для жизни отличаются от всех прочих данных так называемого внутреннего О.; формальных признаков установить здесь невозможно, по существу же религиозный О. входит в сферу жизненного О.
Вл. С.