орарь, ораря, муж. (греч. orarion) (церк.). Часть дьяконского облачения в виде длинной ленты, перекидываемой через плечо.
(Орарий)
то же, что стола; часть церковного облачения диакона, перевязь с крестами; длинная узкая лента, носимая на плечах, поверх стихаря. Как и другие церковные одежды, О. появился еще у первых христиан, символизируя служение и славословие Богу. Само слово "орарь" означает служение, готовность молиться.
(Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)
принадлежность богослужебного облачения диакона и иподиакона – длинная узкая лента. Диакон носит орарь на левом плече, при этом один конец спускается на грудь, другой на спину. Архидиакон и протодиакон носят двойной орарь – два ораря, из которых один одет как у диакона, а второй спускается от левого плеча к правому бедру и соединяется концами. Орарь символически изображает благодатные дарования диакона как священнослужителя. Иподиакон надевает орарь крестовидно.
, я, м.
Часть облачения дьякона, состоящая из узкой ленты через левое плечо и символизирующая крыло ангела.
* ► Окончив ектинью, дьякон перекрестил вокруг груди орарь. // Лев Толстой. Война и мир // *
(греч. - стерегу) - принадлежность диаконского облачения: длинная лента, закрепленная на левом плече.
принадлежность богослужебного облачения дьякона и иподьякона - длинная узкая лента. Дьякон носит орарь на левом плече - один конец спускается на грудь, другой на спину. Архидьякон и протодьякон имеют двойной орарь - два ораря, из которых один одет как у дьякона, а второй спускается от левого плеча к правому бедру и соединяется концами. Орарь является символическим изображением благодатных дарований дьякона как священнослужителя. Иподьякон надевает орарь крестовидно, в знак того, что он не имеет благодатных дарований священнослужителя.
часть богослужебного облачения иподьякона и дьякона. Представляет собой узкую длинную ленту. Дьякону положено носить его на левом плече, при этом один конец должен быть опущен на спину, а другой – на грудь. У протодьякона и архидьякона имеется по два ораря: один из них они носят таким же образом, как и дьякон, а второй соединяют концами у правого бедра. Символически орарь является изображением благодатного дара дьякона как церковнослужителя. Иподьякону положено носить орарь, повязанный крестообразно в знак того, что тот не имеет благодати священнослужителя.
(греч. orarion), длинная (2,5-4 м), как правило, шелковая орнаментированная (тканый или вышитый мотив креста) лента - символ смирения и чистоты помыслов, которую носят во время христианского богослужения на левом плече дьяконы и перепоясанной крестообразно через плечи - иподьяконы. Служит обозначением церковного сана.
м.
Часть дьяконского облачения в виде длинной ленты, перекидываемой через плечо.
(ώραριον) — принадлежность облачения иподиакона, диакона и архидиакона, род длинной ленты, которую первый носит крестообразно через плечи, второй — на левом плече, а за литургией, после "Отче наш" третий крестообразно опоясуется на левом плече, имея концы его соединенными под правой рукой. Лишь в Воскресенском ("Новый Иерусалим") монастыре диакон носит О. по подобию архидиакона, как это практикуется в Иерусалиме. — Первоначально, в древней церкви, О. был плат, надевавшийся на плечи и служивший принадлежностью всех христиан во время молитвы, как подражание еврейскому обычаю пользоваться во время молитвы покрывалом; это доказывается сличением изображения Захарии, отца Предтечи (в "менологии" Василия), с фресковым изображением ап. Петра и Павла в Риме (см. у Буонаротти). Предполагают, что эта именно одежда разумеется в апокалипсисе, когда говорится о старцах, молитвенно простершихся перед Агнцем и имевших на себе ризы белы (IV, 4). В относящихся сюда художественных изображениях в римских катакомбах эта одежда представлена покрывающей не только плечи, но и руки; такой вид имели молящиеся в древности и у язычников (как видно из свидетельств Овидия и Плавта, а также из изображения, в Ватикане, гаваонитских послов, упоминаемых книгой Судей). Неизвестно, когда именно О. сделался облачением исключительно священнослужителей; в этом качестве он упоминается уже у древнейших писателей, под именем то oranum, то stola. Первоначально в мире языческом orarium употреблялся в смысле sudarium, strophium, linteolum, т. е. в смысле ручного платка. Св. Амвросий упоминает об О. в этом же смысле, когда говорит, что христиане его времени клали О. на могилы Гервагия и Протасия, через что эти О. получали целебную силу. Во времена гонений христиане напояли О. кровью мучеников, чтобы эта святыня не оставалась на земле (Понтий, в биографии Киприана). Самое слово О., по толкованию Вальсамона и Властаря, происходит от όράω — video, observe — и свидетельствует о том, что лица, имевшие О., были обязаны наблюдать за ходом богослужения и указывать, что должен был делать, в тот или другой момент его, присутствовавший в церкви народ. Другие производят ωράριον от ώρα — хранение, попечение (о душах верующих). Западные археологи, останавливаясь на латин. слове orarium, производя его от orare — молиться. Четвертый толедский собор, Беда Достопочтенный, Рабан Мавр и др. производят orarium от oro в смысле говорить, проповедывать, предполагая, что О. составлял принадлежность священнослужителей, как церковных учителей.
Н. Б—в.