1.
орган, органа, муж. (греч. organon). Большой духовой клавишный инструмент, состоящий из труб или камер, в которые мехами нагнетается воздух (муз.).
| Название разного рода автоматических духовых инструментов. Ресторанный орган.
2.
орган, органа, муж. (греч. organon).
1. Часть животного организма с особыми функциями и структурой. Органы чувств (глаза, уши и т.д.) Органы речи. Органы питания.
2. Орудие, инструмент, средство (книж.). «...Советы являются наиболее мощными органами революционной борьбы масс...» Сталин. Слово - орган мысли.
3. Государственное или общественное учреждение (офиц.). «Органы прокуратуры осуществляют свои функции независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Прокурору СССР.» Конституция СССР. Органы власти. Партийные органы. Хозяйственные органы. Законодательные органы. Профсоюзные органы.
4. Газета или журнал, издаваемый обществом, партией, учреждением. "Правда" - орган цк вкп(б).
5. Составная часть сложной машины (тех.). Орган передачи.
(от греч. organon — орудие, инструмент)
1) часть животного или растительного организма, выполняющая определеннные функции;
2) орудие, средство для сотворения чего-либо;
3) организация, учреждение, выполняющее определенные задачи.
Духовой музыкальный инструмент, состоящий из множества деревянных или оловянных труб, в которые поступает воздух через поддувальные мехи, управляемые педалями под несколькими клавиатурами.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
часть чего-либо, выделенная для выполнения определенной работы, имеющая определенное назначение, представляющая кого-либо (напр. правление — орган общества).
государственная, муниципальная или общественная структура, структурное подразделение организации, которые наделены собственной, как правило, управленческой компетенцией.
орг’ан (Пс.150:4) — древний духовой инструмент (в оригинале «угаб», в других местах переведено «свирель»). (см. музыка)
(от гр. organon — орудие, инструмент) — сложный клавишно-духовой музыкальный инструмент, особенно распространенный в XVI— XVIII вв. Представляет собой систему труб (деревянных и металлических) различного размера, пневматического устройства и аппарата управления — игрового стола (spieltisch), кафедры, где находятся клавиатуры для рук (мануалы) и ног (педали), регистровые рукоятки, кнопки, рычаги и другие приспособления для управления органом, а также место для музыканта-органиста. Система труб (до нескольких тысяч), объединенных в регистры, позволяет извлекать звуки различных тембров в диапазоне шести октав.
I. орган
, -а, м.
1. Часть животного или растительного организма, выполняющая определённую функцию.
* Орган слуха. *
2. Учреждение, организация, выполняющие определённые задачи в той или иной области общественной жизни.
* Органы здравоохранения. Органы внутренних дел. *
3. Печатное издание какого-н. учреждения, партии, общества.
* Орган министерства здравоохранения. *
II .
орган
, -а, м.
Музыкальный духовой клавишный инструмент, по звуковому объёму равный симфоническому оркестру.
|| прил. органный, -ая, -ое.
* Органная музыка. *
♦ (ENG organ)
(греч. organon, лат. organum - орудие, инструмент)
музыкальный инструмент, применяемый в церкви для обеспечения богослужения духовной музыкой.
Syn: управление, отдел, учреждение
ОРГАН, а, м.
1. Часть организма, имеющая определённое строение и специальное назначение. О. слуха. О. зрения. Внутренние органы. Органы растений.
2. чего. Орудие, средство. Печать активный о. пропаганды.
3. Государственное или общественное учреждение, организация. Местные органы. Органы здравоохранения. Судебные органы.
4. мн. Учреждения министерства внутренних дел, государственной безопасности (разг.). Работать в органах.
5. Печатное издание, принадлежащее какойн. партии, организации, учреждению. Академический о.
ОРГАН, а, м. Клавишный духовой музыкальный инструмент, состоящий из труб, в к-рые нагнетается воздух. Играть на органе.
| прил. органный, ая, ое. Органная музыка. О. мастер. Органное звучание.
(organum — лат., organo — итал., Orgel — нем., orgue — франц., organ — англ.) — большой музыкальный духовой хроматический клавишный инструмент с мехами, трубами, трубками (металлическими, деревянными, без язычков и с язычками) различных тембров. По звуковому богатству и обилию музыкальных средств О. занимает первое место между всеми инструментами и считается царем инструментов. Вследствие своей выразительности, он давно сделался достоянием церкви. Зародыш О. можно видеть в флейте Пана (Syrinx), a также в волынке (Sackpfeife). Евреи применяли при богослужениях род О. — магрефа; у греков было тоже нечто в роде О. (Hydraulikon). У римлян был комнатный О. (Hydraulis). Изображение этого инструмента имеется на одной монете или жетоне времен Нерона. О. больших размеров появились в IV ст., более или менее усовершенствованные О. — в VII и VIII ст. Папа Виталиан (VII ст.) ввел О. в католическую церковь. В VIII стол. Византия славилась своими О. Искусство строить О. развилось и в Италии, откуда в IX ст. они выписывались во Францию. Позднее это искусство развилось в Германии. Наибольшее и повсеместное распространение О. начинает получать в XIV ст. В 1470 г. немец Бернгардт в Венеции ввел в О. педаль, т. е. клавиатуру для ног. Старинные О., в сравнении с современными, были грубой работы; ручная клавиатура, напр., состояла из клавиш шириной от 5 до 7 дм. Расстояние между клавишами было в полдюйма. Ударяли по клавишам не пальцами, как теперь, а кулаками. В XVI и XVII ст. уменьшены клавиши и увеличено число трубок. В настоящее время наиболее знаменитым строителем О. считается Вилькер в Лудвигсбурге. Об О. писали: Bedos de Celles; "L'art du facteur, d'orgues" (1766—78); Antony, "Geschichtliche Darstellung der Entstehung und vervolkommnung der О." (Мюнстер, 1832); Hopkins, "The organ; its history a n d construction" (Л., 1855); Seidel, "Die O. und ihr Bau" (4 изд., Лпц., 1887); Wangemann, "Die O. ihre Geschichte und ihr Bau" (3 изд., ib., 1887); T ö pfer, "Lehrbuch der Orgel baukunst" (Вена, 3 изд. 1888); Frenzel, "Die O. und ihre Meister" (Дрезд., 1894). Усовершенствованные О. достигли огромного числа труб и трубок; напр. О. в Париже в церкви St. Sulpice имеет 7 тыс. труб и трубок. В О. бывают открытые с обеих сторон трубы и трубки следующих величин: в 1 фт. (Piccolo) — ноты звучат тремя октавами выше писанных, в 2 фт. — ноты звучат двумя октавами выше писанных, в 4 фт. — ноты звучат октавой выше писанных, в 8 фт. — ноты звучат, как пишутся, в 16 фт. — ноты звучат октавой ниже писанных, в 32 фт. — ноты звучат двумя октавами ниже писанных. Если эти открытые трубы закрыть с одной стороны, то их звуки понизятся на октаву. Не все О. имеют трубы больших размеров. По величине самых больших труб в О. он получает свое название, напр. — в 4 фт.; или в 8 фт., или в 16 фт. Клавиатур в О. бывает от 2 до 5; называются они мануалами. Хотя каждая клавиатура О. имеет объем в 4 1/2 октавы, но, благодаря трубам, звучащим на две октавы ниже или на три октавы выше писанных нот, объем большого О. имеет 9 1/2 октав. Каждый набор труб одинакового тембра составляет как бы отдельный инструмент и называется голосом (Stimme, Jeu). Каждая из выдвигаемых или вдвигаемых кнопок или регистров (находящихся над клавиатурой или по бокам инструмента) приводит в действие соответствующий ей ряд трубок. Каждая кнопка или регистр имеет свое название и соответствующую надпись, с обозначением длины труб этого регистра. Название регистра и величина труб обозначаются на нотах над тем местом, где известный регистр должен быть применен. Регистров в О. от 5 до 100 и более. Все регистры распадаются на две категории: 1) регистры с трубами без язычков (Jeux de fond, Labialpfeifen). К этой категории принадлежат регистры открытых флейт, регистры закрытых флейт (bourdons), регистры призвуков (jeux de mutation или mixture), в которых каждая нота имеет несколько (более слабых) гармонических призвуков. 2) Регистры, у которых трубы с язычками (Jeux d'anche, Rohr-oder Schnarrwerke). Соединение регистров обеих категорий вместе с микстурой называется plain jeu. Клавиатуры или мануалы расположены в О. террасой, одна над другой. Кроме них существует еще клавиатура педалей (от 5 до 30 клавиш), преимущественно для низких звуков. Партия для рук пишется на двух системах, в ключах , как для фортепиано. Партию педалей пишут чаще отдельно на одной системе, в ключе . На клавиатуре педалей, называемой просто "педаль", играют обеими ногами, пользуясь попеременно каблуком и носком. О. без педали называется positiv, маленький переносный O. — portativ. В наиболее употребительных церковных и концертных О. три клавиатуры для рук (мануалы) и одна для ног. Нижний мануал — самый близкий к играющему — называется первым мануалом (Grand-orgue), следующий за ним выше — вторым мануалом (positif, expressif), верхний мануал — третьим (r é cit, expressif). Облегчениями для играющих и средством для усиления или ослабления звучности служат: a) Coppula — механизм, с помощью которого связываются две клавиатуры, причем выдвинутые на них регистры действуют одновременно. Coppula дает возможность играющему на одном мануале пользоваться выдвинутыми регистрами другого, b) 4 подножки над клавиатурой педалей (P é dale de combinaison, Tritte), из которых каждая действует на известную определенную комбинацию регистров. с) Bo î te d'expression — прибор, состоящий из дверец, закрывающих и открывающих все помещение с трубами разных регистров, вследствие чего происходит crescendo и decrescendo. Дверцы приводятся в движение подножкой (Schwelltritt). Так как регистры в разных О. разных стран не одинаковы, то в органной партии они не обозначаются подробно: выписывают над тем или другим местом органной партии только мануал, обозначение труб с язычками или без них и величину труб. Остальные подробности предоставляются исполнителю. О. соединяется с оркестром и пением в ораториях, кантатах, псалмах, а также в опере, преимущественно как аккомпанемент молитвы.
Н. Соловьев.