(от слова ǒργανον — орудия) — части тела животных и растений, выполняющие те или другие деятельности, из совокупности которых слагается жизнь животных и растений. Так как тело живых существ состоит из О., то как животные, так и растения носят общее название организмов. О. получают название смотря по производимой ими деятельности (напр. органы движения, пищеварения и т. д.). Если какая-либо деятельность организма выполняется целой группой О., то совокупность их получает название системы О. или аппарата (напр. О. измельчения, переваривания и всасывания пищи составляют систему О. пищеварения или пищеварительный аппарат). Одна и та же часть тела может выполнять различные деятельности (функции), а, следовательно, представлять собой различные О.; особенно резко это выражено у простейших, где, напр. у корненожек, протоплазма является органом движения, восприятия внешних раздражений, пищепринятия, пищеварения, дыхания, выделения и т. д. О. разных животных или разных растений могут соответствовать друг другу или физиологически, т. е. по деятельности (функции), или морфологически, т. е. по происхождению из первоначально одинаковых частей. В первом случае О. называются аналогичными, во втором гомологичными. Так напр., крыло птицы и крыло насекомого О. аналогичные, так как и то, и другое представляют О. летания, но они не гомологичны, так как первое представляет видоизмененную переднюю конечность позвоночного, второе — складку кожи; напротив, рука человека, передний ласт тюленя, крыло птицы не аналогичны, так как функция их совершенно различна, но они гомологичны, так как представляют видоизменения одного и того же свойственного позвоночным органа — передней конечности.
Н. Кн.
♦ Щедрин называл "Анну Каренину" романом из жизни мочеполовых органов — что к этому добавляют психоаналитики и постмодернисты?
эвфемизм второго порядка (устный), заменивший в советском новоязе слова "органы госбезопасности", "органы внутренних дел", "министерство внутренних дел", некоторые из которых сами являлись эвфемизмом (письменным, официальным), например, для слова "полиция"; новояз официальный или полуофициальный стиль: речи, по идеологическим соображениям маскирующий содержание, возникает в тоталитарных обществах, термин введен Дж. Оруэллом в романе "1984"):
* "Тюкстль отпусти обоих, заявив, что они беззастенчиво врут, стараясь придатьсебе вес причастностью к жизненно важным органам. Сказать о ком-то "он из органов" - это в курдле кое-что значит". - Осмотр на месте *
* "Продемонстрированы были: 1. полное бессилие ООН, 2. практически повсеместные правонарушения, а также потенциальная преступность и легкость избегания наказания и заключения в тюрьму благодаря "фальсифицированным виктомологическим данным", вследствие частых и успешно применяемых видов коррупции, бандитизма, практике обмана и жажды крови в государственных администрациях, в службах безопасности (полиция, охрана, следственные органы, суды), причем количество сериалов и развлекательных передач на TV, показывающих, как следует и как можно фальсифицировать действительность в целом спектре криминогенных действий, возрастало, и они осуществили также сильное эмиссионное вторжение в часы "высокой смотрибельности" (например, hoche Einschaltquoten в Германии), так как благодаря этому на такой тип супер- и сублимального внушения "легкости убийств" молодежь оказалась особенно податлива". - Питавалы XXI века (ВЯ) *
Об органах XVII — середины XIX вв. в Москве сохранились лишь письменные свидетельства. Небольшие органы имелись уже в начале XVII в. в государевой Потешной палате, в 1630 — конце 80-х гг. — в Грановитой палате Кремля (в частности, звучали во время свадьбы царя Михаила Фёдоровича); во второй половине XVII в. успехом пользовались органы мастера Симона Гутовского, служившего при дворе царя Алексея Михайловича свыше 30 лет (умер в 1685). Орган имелся также в Комедийных хоромах А.С. Матвеева в селе Преображенском (в 1672 был приобретён за 1200 рублей у купца Т. Газенкруха); 4 органа разных типов (концертные и камерные) упоминаются в описи (1689—90) имущества князя В.В. Голицына. В 1691 по заказу Петра I орган был изготовлен и поставлен ко двору мастером северо-немецкой школы А. Шнитгером. Этот же мастер в 1697 изготовил и отправил орган в Москву для Эрнхорна — очевидно, жителя Немецкой слободы, в которой в конце XVII в. имелось ещё несколько органов: во дворце Ф.Я. Лефорта, в католической церкви (1691) и др. В 1712 орган появился в лютеранской кирхе Михаила в Немецкой слободе, в 1852 здесь был установлен орган эстонского мастера Э. Кесслера из Тарту. В XVIII в. из Лондона был привезён орган для англиканской церкви (Вознесенский переулок, 8). С середины XIX в. по 1907 орган немецкой фирмы стоял во французской католической церкви Людовика; органистом здесь служил Ф.К. Гедике — отец А.Ф. Гедике. В XIX в. в лютеранской кирхе Петра и Павла находился орган немецкой фирмы «Э.Ф. Валькер»; 4 мая 1848 здесь дал органный концерт приехавший на гастроли в Россию Ф. Лист, в 1896 здесь же выступал французский органист Ш.М. Видор. В XVIII—XIX вв. органы имелись в домах князя А.Д. Меншикова, помещика Г.Д. Строганова, во дворцах графа Н.П. Шереметева, в доме писателя Б.М. Салтыкова, где устраивались открытые концерты (в частности, выступал И.В. Гесслер), в Воспитательном училище при Академии трёх знатнейших художеств (основано в 1757), в доме писателя В.Ф. Одоевского (орган мастера Г. Мельцеля «Себастианон») и др. В 1804 П.Г. Демидов, обладатель нескольких органов, подарил Московскому университету орган для использования в торжественных случаях.
В здании Московской консерватории на протяжении XX в. установлено 5 органов. В Большом зале в 1901 установлен большой концертный орган французской фирмы «А. Кавайе-Колль в Париже» (общая стоимость инструмента 45902 золотых рубля; большой денежный вклад принадлежит меценату С.П. фон Дервизу, имя которого выгравировано на органе). Орган имеет три мануала (клавиатуры для рук), педаль (клавиатура для ног), 3136 труб, 50 регистров (регистр — группа труб единого тембра и строения в полном объёме клавиатуры). Крупные ремонтно-реставрационные работы проводились в 1958, 1968, 1975—80 (не завершены).
В Малом зале в 1959 установлен орган немецкой фирмы «Александер Шуке» (Потсдам) — необарочный инструмент (2 мануала, педаль, 26 регистров). Предшествующий ему небольшой орган работы немецкого мастера Ф. Лядегаста был построен в 1868 для музыкального салона дома московского купца, мецената и любителя музыки В.А. Хлудова, который вскоре после основания консерватории пожертвовал свой орган для занятий органного класса; это — самый старый из сохранившихся органов Москвы. С 1959 он несколько лет находился в детской музыкальной школе № 1 имени С.С. Прокофьева, затем вышел из строя и был передан в Центральный музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки, где хранится в разобранном виде.
В классах консерватории действуют 3 небольших инструмента: орган чешской фирмы «Ригер-Клосс» (установлен в 1958; 2 мануала, педаль, 10 регистров); орган мастера Х. Ляманна из Лейпцига (1959; 2 мануала, педаль, 10 регистров); орган-позитив фирмы «Ригер-Клосс» (1985; 2 мануала, подвесная педаль, 4 регистра).
В Музыкальном училище при консерватории в 1967 и 1968 установлены два органа немецкой фирмы «Зауэр» (Франкфурт-на-Одере) — 2-мануальные, с педалью, соответственно с 21 и 10 регистрами. орган-позитив этой же фирмы (1 мануал, 3 регистра), построенный в 1982, находится в пользовании концертного ансамбля «Мадригал» Московской филармонии.
Концертному залу имени П.И. Чайковского принадлежит самый большой орган в Москве, один из основных концертных органов города — инструмент фирмы «Ригер-Клосс», установленный там в 1959 (4 мануала, педаль, 7800 труб, 80 регистров).
В концертном зале Музея музыкальной культуры имени Глинки с 1979 находится орган немецкой фирмы «Шуке-Потсдам» (2 мануала, педаль, 27 регистров). В музее экспонируются органы малых форм: орган, построенный в 1918—20 московским художником и любителем музыки А.В. Куприным по одному из старинных изображений инструмента (1 мануал, 1 регистр), и орган неизвестного эстонского мастера второй половины XIX в., типичный для небольших городских и сельских церквей и для домашнего музицирования (1 мануал, 2 регистра).
В 1997 в Российской академии музыки имени Гнесиных установлен английский орган (около 1871; 2 мануала, 10 регистров), в детской хоровой школе «Весна» (проезд Дежнёва, 43) — инструмент фирмы «Александер Шуке» (2 мануала, педаль, 20 регистров).
В Московском центре евангельских христиан-баптистов (Малый Трёхсвятительский переулок, 3) функционирует орган немецкой фирмы «Эрнст Рёвер» (Хаус-Найндорф, Южная Германия), поставленный в 1897 (3 мануала, педаль, 38 регистров). В крематории Донского кладбища действует орган фирмы «Зауэр», построенный в 1898. Инструмент был изготовлен для лютеранской кирхи Михаила в Лефортове (конец XVII — начало XVIII вв.; в 1920-х гг. церковь была закрыта, около 1934 разрушена). Около 1926—28 орган был перенесён на Донское кладбище. Орган имеет три мануала, педаль. В ритуальном зале Центральной клинической больницы в Кунцеве в 1987 установлен орган немецкой фирмы «Мюнх и Прахтель» (2 мануала, педаль, 27 регистров).
В Москве имеется несколько малых органов в частном владении, в основном это инструменты современных российских мастеров.
Н.В. Малина.