оркестр, оркестра, муж. (от греч. orchestra - место для танца перед сценой).
1. Ансамбль музыкальных инструментов. Концерт симфонического оркестра. Пьеса для струнного оркестра. Духовой оркестр.
| Коллектив исполнителей инструментальной музыки. Сыгранный оркестр.
| Партия ансамбля в сложных музыкальных произведениях (муз.). Концерт для фортепиано и оркестра.
2. Помещение для музыкантов в оперном театре. Места в оркестре.
Французское – orchestre.
Немецкое – Orchester.
Итальянское и английское – orchestra.
Латинское – orchestra (место для танцев).
В русском языке слово «оркестр» известно с середины XVIII в., вероятно, пришло из французского.
В Древней Греции оркестром называли место для танцев перед зрителями или хором. В Древнем Риме оркестром называли передние места в театре, предназначенные для сенаторов и знатных горожан. В России оркестром стали называть место, где располагался музыкальный ансамбль, а затем и сам музыкальный ансамбль.
Производное: оркестровый.
большой коллектив музыкантов, совместно исполняющих музыкальные произведения. В зависимости от состава музыкальных инструментов различают оркестры: симфонический, состоящий из смычковых, духовых и ударных инструментов; струнный (или камерный) – из смычковых инструментов; духовой – из духовых (деревянных, медных и ударных); различные виды оркестров народных инструментов, эстрадные, джазовые и др.
(гр. orchestra — площадка перед сценой в древнегреческом театре)
1. Место перед сценой, на котором в Древней Греции размещался хор, сопровождавший сценическое действие трагедии.
2. Место перед сценой в музыкальном театре, где помещается оркестр (оркестровая яма).
3. Коллектив музыкантов-инструменталистов, объединенных для совместного исполнения музыки.
По составу оркестры делятся на такие основные виды:
1) Симфонические — малый или классический; большой симфонический (оперно-симфонический). В эти оркестры входят инструменты всех групп.
2) Струнный — состоящий только из струнных инструментов.
3) Духовой — состоящий из деревянных и металлических духовых инструментов и ударной группы: малый (медный), малый смешанный, средний смешанный, большой смешанный.
4) Оркестры народных инструментов — русских, украинских, казахских, узбекских и т. д., неаполитанский оркестр.
5) Шумовые оркестры, куда входят в основном ударные инструменты.
6) Эстрадные оркестры.
7) Оркестры электромузыкальных инструментов.
Развитие оркестров определялось эволюцией инструментов (изобретением новых, совершенствованием старых, исчезновением устаревших и т. д.), развитием оркестрового исполнительства, изменением оркестрового мышления композиторов. Большое влияние на развитие оркестров оказало творчество Л. Бетховена, Г. Берлиоза, Р. Вагнера, Н. Римского-Корсакова, И. Стравинского, А. Скрябина, Г. Малера и др. Стремление обогатить тембровую палитру оркестров привело к включению в их состав электроинструментов, использованию магнитофонной записи, разделению оркестров на пространственные группы и т. д.
(от орхестра), коллектив музыкантов (12 человек и более), играющих на различных инструментах и совместно исполняющих музыкальные произведения. Термин "оркестр" в 17-18 вв. заменил распространенный в странах Европы термин "капелла". По составу различаются оркестр струнный, народных инструментов, духовой, симфонический и др.; по жанровому признаку - эстрадный, джазовый, военный. Камерный оркестр отличается небольшим числом исполнителей.
ОРКЕСТР, а, м.
1. Группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальные произведения на различных инструментах. Симфонический, духовой, струнный, джазовый о. Камерный о. О. народных инструментов.
2. Место перед сценической площадкой, где помещаются музыканты.
| прил. оркестровый, ая, ое. Оркестровая музыка. Оркестровая яма (углублённое место для оркестра впереди сцены).
(orchestra — греч.) — в современном театре помещение для музыкантов-исполнителей, между сценой и зрительной залой. Это название перешло на исполнителей инструментальной музыки, а также на состав инструментов, на которых играют участвующие в О. Оркестровать или инструментовать — значит писать сочинение для оркестра (см. Инструментовка). О. бывает большой и малый. В большой современный симфонический оркестр входят все оркестровые инструменты, в настоящее время употребляемые (см. Инструмент); в малый О. входят струнная группа, флейты, кларнеты, гобои, фаготы, валторны и литавры. Бывает еще струнный О., составленный исключительно из струнных инструментов. Военный О. заключает в себе только духовые и ударные инструменты. Говорят также об О. XVII ст., О. Генделя, Бетховена и т. п., для означения характера и состава О. и оркестровки того или другого времени, того или другого композитора. В состав О. XVII ст. входили, напр., лютни, цимбалы, арфы, которые впоследствии были из него исключены. При Франческо Кавалли начинается подъем значения скрипок, как инструментов руководящих. Совершенно новое значение получил О. при Иосифе Гайдне и позднейших композиторах (см. Инструментовка).
Н. С.