орочоны, орочон, ед. орочон, орочона, муж. То же, что эвены.
мн.
Самоназвание группы южных эвенков, живущих в районе от Забайкалья до северо-
восточной части Амурской области, а также название эвенков, живущих в Китае и в
центральной Монголии.
вос.-сиб. кочевое монгольское племя, обитающее в лесах Даурии (Шейн).
(от эвенкийского орон ≈ олень), дореволюционное название ряда групп оленных эвенков , живущих к В. от озера Байкал (эвенки современного Баунтовского района Бурятской АССР, северных районов Читинской и Амурской области). На о. Сахалин О. иногда называют также ороков .
орочены (от тунгусского оро или орон — домашний олень) — народ тунгусского племени, сибирской ветви. Живут в северо-восточной части Амурской области — в верховьях Амура и по его притокам (Амазар, Урка, Ольдой); в Приморской области — в верховьях правых притоков Уссури (по Хору, Бикину и Иману с Ваком), по побережьям Татарского пролива и Сев. Японского моря; кроме того, встречаются на С Забайкальской области, по бассейнам рек Витима, Верхней Ангары и Шилии (о забайкальских О. см. ниже), в Маньчжурии — по правому берегу Амура, в долине Гуюля, впадающего в Гань (оседло, в нескольких селениях). Тип О. — монгольский; преобладает малый рост, при сухощавости сложения. Сплюснутая от темени к шее большая голова; плоское, широкое, с выдающимися скулами лицо; несколько выдающийся вперед клинообразный подбородок; широкий и прямой лоб, выпуклые в скулах щеки; короткий, круглый, с открытыми ноздрями нос; толстые губы, с несколько направленными вниз углами; узкие, с косым разрезом, черные или карие глаза; черные, жесткие, прямые волосы, густые на голове, редкие — на усах и бороде. Одежда у амурских О. состоит из верхнего платья, сделанного из кожи северных оленей или диких коз, или же из шкур тех же животных; у мужчин платье доходит до колен, у женщин спускается ниже; оба пола носят род коротких панталон и кожаные чулки, прикрепляемые к панталонам узенькими ремешками, короткие полусапожки с голенищами летом, а зимой — длинные сапоги из оленьей кожи, мехом наружу. Женскую шапку шьют из разных шкур: передняя сторона из шкуры россомахи, задняя из выдры, низ окаймлен рысью, верх из лапок черно-бурых лисиц, подкладка из шкуры домашнего оленя. У зажиточных О. Приморской области входят в употребление русские платки и фуражки; одежда представляет сходство с одеждой гольдов, значительно отличаясь от одежды амурских О.; чаще готовится из китайских тканей — бязи и дабы. Шалаши О. состоят из жердей, покрытых летом берестой, зимой — кожами сохатого оленя. Язык амурских О. сходен с языком русских тунгусов, а язык О. Приморской обл. — с языком гольдов. О. Приморской обл. стоят на самой низкой ступени духовного развития; у них нет вовсе преданий, они не имеют понятия о годе и месяце и летосчисление ведут по ходу красной рыбы — кеты. Время О. обозначают указанием, что "с тех пор красная рыба проходила 5, 10, 15 и т. д. раз". Они уважают родителей и родственников, заботятся о сиротах, сострадательны к бедным, гостеприимны; кражи у них редки и клеймятся презрением; родовой мести не существует. Амурские О. исповедуют православную веру, приморские придерживаются шаманства и устраивают кумирни вблизи шалаша, в толстом, прямом дереве, в виде вырезанного трехгранного угла, на высоте 1—1,5 арш. от земли; перед кумирней помост из корья, на который кладутся жертвоприношения из рыб, камушков и проч.; во время молитвы по углам помоста зажигаются палочки из древесного смолья. Встречаются и кумирни китайского образца, в виде ящиков, с изображениями китайских богов и с деревянными и свинцовыми идолами. Шаманы у О. называются ламами. Отец — глава семьи и дома, обязанный доставлять семье средства к существованию; мать смотрит за оленями и собаками, устраивает юрты при перекочевках, приготовляет пищу, шьет одежду и проч. Разделы не допускаются прежде смерти отца, после которого власть переходит к старшему сыну. За невесту дается ее отцу калым, который у приморских О. вручается при самом совершении бракосочетания в доме жениха, а у амурских уплачивается постепенно. Договор о супружестве иногда совершается в то время, когда будущим супругам не более 8—9 лет. После родов женщина у приморских О. считается нечистой: во время родов и целый месяц после них она живет в отдельном балагане, который затем сжигается. О. по реке Хору тела покойников не зарывают в землю, а ставят гробы в двускатные балаганы из бересты, высотой 1,5—2 арш. Кочевой образ жизни О. обусловливается оленеводством и промыслами звериным и рыбным; последние — главное их занятие. Рыба заготовляется впрок; приморские О. из кеты заготовляют юколу, для продовольствия людей и собак. При охоте, продолжающейся всю зиму, применяются лук, копье, вилка с зазубринами (для мелкого зверя), ружье и нож. Амурские О. в ноябре охотятся исключительно за белками. Пушнину амурские О. сбывают русским торговцам в поселке Покровском и на Джалинде, приморские О. — китайцам. Амурские О. делятся на три главных рода; каждым родом управляет староста, избираемый сходом на 3 года и подчиняющийся тому станичному управлению, в районе которого кочует со своим родом. Староста объявляет административные распоряжения, следит за их исполнением, собирает ясак и служит низшей судебной инстанцией. По переписи начала 1880-х гг., амурских О. было 946 чел. (474 мжч. и 472 жнщ.); ясачная подать определялась в 2 руб. 35 коп. в год с мужчины в возрасте 18—60 лет. Приморские О. не образуют родовых общин, живут отдельными семьями, не знают другой власти, кроме отцовской, и не имеют понятия о повинностях. В 1882 г. их было до 1170 д. об. п. Название О. стало известно русским только тогда, когда они познакомились с О., живущими по верховьям Амура. О. Забайкалья известны под официальным названием бродячих тунгусов. Их всего в 1894 г. было 525 душ мужского пола, составлявших 8 родов, обитавших, большей частью, на берегах оз. Байкала, при впадении pp. Ангары и Кошеры. Место их осенней стоянки — пристань Дагары (она же селение Нижне-Ангарское), центр рыбопромышленности на С оз. Байкала (всего до 25 юрт). По окончании рыбного промысла береговые О. откочевывают на лодках в свои места по pp. Ангаре и Кигере, по берегам Байкала до Кабаньего мыса и р. Тыи и далее до р. Покойников, занимаясь рыбным и пушным промыслами. Горные О. (24 юрты, при 320 оленях) кочуют по вершинам рек, впадающих в Лену и Киренгу. В ноябре и апреле они выходят в м. Дошкочаны, для решения своих родовых дел, уплаты ясака и проч. На месте разветвления Ангары на протоки Ангару и Кошеру стоит выселок Ченча, при котором казенный магазин (другой — в Нижне-Ангарске) для отпуска О. хлеба, пороха, свинца и кирпичного чая. На центральных местах зимней и летней стоянок забайкальские О. строят деревянные амбары, для хранения ненужных по времени года вещей; около таких амбаров и располагаются юрты О. При передвижениях мужчины ходят на лыжах, женщины и старики ездят на оленях. Пища зимой — кирпичный чай с оленьим молоком, пресные хлебные лепешки, рыба (хариус, налим, осетр) и птица (гусь, глухарь). Забайкальский О. хорошо выносит холод и часто спит на морозе, ничем не укрывшись. Сало, куски мяса и кедровые орехи — праздничное угощение О., подаваемое на деревяшках. Охотятся О. за медведями, изюбрами, козами, тарбаганами, выдрами, соболями, лисицами, россомахами, кабаргами и белками. Охота производится при помощи особой породы собак — лаек, среднего роста и преимущественно темного цвета. Соболя и лисицу стреляют из-под собаки, большого зверя ловят в ямы. Особенно выгодной считается охота за кабаргой, очень опасная, так как охотнику приходится карабкаться по обрывам скал.
Ум.