ответственность, ответственности, мн. нет, жен.
1. Положение, при котором лицо, выполняющее какую-нибудь работу, обязано дать полный отчет в своих действиях и принять на себя вину за все могущие возникнуть последствия в исходе порученного дела, в выполнении каких-нибудь обязанностей, обязательств. «Обезличка есть отсутствие всякой ответственности за порученную работу... Ответственности за нарушение договора.» Сталин. Моральная ответственность. Материальная ответственность. Нести полную ответственность за возложенное дело. Возложить ответственность на кого-нибудь. Лежит ответственность на ком-нибудь.
2. чего. отвлеч. сущ. к ответственный в 3 знач. (книж.). Ответственность педагогической работы. Ответственность момента.
• Привлечь к (судебной) ответственности кого (офиц.) - считая виновным, заставить дать отчет в совершенных действиях (перед судом, органами власти и т.п.). Привлечь к судебной ответственности за нарушение договора.
экономическая - обязанность экономического субъекта отвечать по принятым им обязательствам, выполнять договоры, соблюдать законы, платить налоги, компенсировать ущерб, нанесенный чужой собственности, окружающей среде.
(вменяемость)
проявление свободы, фундаментальная идея философии нравственности и персонологии. Личность ответственна там и за то, где и в чем она свободна. И наоборот – только там, где она свободна, она ответственна. Границы о. совпадают не только с границами свободы. Они задают границы личности, ее поступков. Именно через о. понимается личность как социальный субъект. Еще в средние века таковыми выступали предметы, животные, дети, умалишенные. Еще Иван XIV вменял о. боярским родам, сек колокола. По мере цивилизованности общества о. концентрируется на психосоматической целостности человеческого индивида и увязывается с психофизиологическим состоянием (несовершеннолетние дети, психически больные – признаются невменяемыми). Хотя рудименты коллективной о. сохранились в экономической жизни (коллективная собственность, коллективный хозяйствующий субъект и т.д.), политике (коллективная о. народов), но именно как рудименты. Коллективная ответственность ведет к самозванству, национализму и в конечном счете – безответственности и насилию.
Деконструкция - один из шагов в поиске Я, реализации свободы и ответственности, "безосновной основы бытия". Проблема решается не теоретически и даже не религиозно, а в реальной жизни и в реальных поступках. Человек существо не теоретическое, а поступающее. Поэтому ответственность так или иначе, но находит его "явочным порядком", даже если он отказывается от знания о причинах и следствиях. Незнание закона, как известно, не освобождает от ответственности. «Для человека в отдельности и для культуры в целом отправной, самой ранней точкой становления служит авторефлексия, духовное открытие нашей вины. Инцестуозность здесь вторична, чтобы ни утверждал по этому поводу Фрейд». [2a] Единица измерения его ума, души, свободы и нравственности - ответственность. И тем человек свободней и нравственней, чем шире и глубже та сфера ответственности, которую он познал с помощью разума. И человек тем этичнее (свободнее-ответственнее), чем шире сфера его идентичности. Традиционные общества ограничивали ее своим этносом, позже ее ограничивали расой, нацией, классом. А. Швейцер распространял этическое поведение на все живое. В наши дни этическое самоопределение в смысле очерчивания предела свободы и ответственности распространяется уже практически на весь мир. Для общества и для личности в нынешних условиях научно-технического прогресса они совпадают, включая среду обитания не только одного человека, но и природу в целом. У человека как существа, наделенного разумом, нет алиби в бытии. Он ответствен в силу самого факта своего существования. Глубина же и содержание этой ответственности, т.е. мера свободы выявляются только в результате интеллектуального усилия самоопределения.
В российском духовном опыте тема о. – одна из ведущих. Ф.Достоевским в «Братьях Карамазовых» была глубоко осмыслена трилемма: тезис – «виноватых нет, т.к. человек – не хозяин своей жизни, а Бога и черта нет, и значит – все позволено (Иван); антитезис – всяк за всех в ответе (Зосима); снятие – виноватых нет, но мне лично необходимо возмездие (Алеша). Согласно Н.Бердяеву, «все достоинство человека основано на чувстве свободной ответственности, на осознании виновности в собственной судьбе». Потребность в справедливом суде, совесть, «третий», к которому апеллируют участники любого диалога – основа теодицеи (П.Флоренский, В.Соловьев). М.Бахтиным разработана философия поступка, настаивающая на изначальной первичности о., принципиальном личностном человеческом «не-алиби-в-бытии». С Франком была развита этика спасения (святости), как о. за зло, царящее в мире. С этих позиций о. первична по отношению к рациональности. Обратная зависимость о. за рациональную идею и ее воплощение чревата самозванством и насилием – итогом амбиций рационалистического утопизма и активизма, отбрасывает совесть, стыд, покаяние, грех, о. как категории иррационального. Разум – средство осознания меры и глубины о. – укорененности человека в бытии. Поэтому о. может служить основой инорациональности, представлений о целостности единого мира и неповторимого, уникального пути в нем. С этой точки зрения идея о. оказывается синтезом идей античного «космоса» как гармоничной целостности мира и восточного «дао» как истины-пути.
1. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология техники. Ежегодник. 1984-1985. М., 1986.
2. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.
2а. Смирнов И. Человек человеку философ. СПб, 1999, с.354.
3. Тульчинский Г.Л. Разум, воля, успех. О философии поступка. Л., 1990.
4. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М., 1914.
5. Франк С.Л. Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия. Париж, 1956.
Г.Л.Тульчинский
отношение зависимости человека от чего-то, воспринимаемого им в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий, прямо или косвенно направленных на сохранение иного или содействие ему. Объектом О. могут быть другие люди, будущие поколения, общности, животные, окружающая среда и т.д. В праве объектом О. является закон. О. может быть обусловлена:
а) ненамеренно (естественно или случайно) обретённым человеком статусом (например, О. родителей),
б) сознательно принятым им социальным статусом (О. педагога), или заключёнными соглашениями (например, О. наёмного работника).
Соответственно различают О. естественную и контракторную. О., обусловленная статусом, осознаётся человеком как призвание, О., обусловленная соглашением, - как обязанность.
О. может быть двоякой:
а) накладываемой групповыми, служебными обязанностями, и это, скорее, подотчётность;
б) самостоятельно принимаемой личностью в качестве личного и универсализуемого долга.
В истории философии идея О. развивается в связи с темами свободы (воли, принятия решения, действия), вменения и вины.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 182)
Ответственность
♦ Responsibilité
«Ответственность лежит на мне, но моей вины здесь нет». Эта фраза, произнесенная одним из наших министров, многих шокировала, хотя по существу не содержит ничего абсурдного или внутренне противоречивого. Я несу ответственность за все, что сделал по доброй воле, а также за все, что позволил сделать другим и чему не смог помешать. Так, например, я несу ответственность за свои ошибки. Ученик в школе не станет просить, чтобы ему не ставили двойку или поставили ее кому-нибудь другому, под тем предлогом, что ошибся он не нарочно. Так же ни один серьезный политический деятель не станет требовать, чтобы окружающие закрыли глаза на его просчеты. Но это не значит, что ученик и политик должны чувствовать себя виноватыми, – да они и в самом деле не виноваты. Мы отвечаем за свои ошибки и просчеты, но вину несем только за те ошибочные действия, которые совершили, зная, что они ошибочны. Согласитесь, есть разница между тем, что вы проедете на красный свет, не заметив сигнала светофора, и тем, что вы сознательно совершите наезд на пешехода. Если в результате обоих действий пешеход пострадает, вы будете ответственны за это и в первом, и во втором случае. Но вина за гибель пешехода ложится на вас только во втором (в первом случае вы также можете быть виноваты – в невнимательности, превышении скорости или неосторожности). Французский суд учитывает это обстоятельство, и водителя, совершившего правонарушение, повлекшее человеческие жертвы, в состоянии опьянения, наказывает менее строго, чем многим из нас хотелось бы. Водитель виноват в том, что сел за руль в нетрезвом состоянии, рассуждает судья, но он виноват не больше, чем все прочие водители, берущиеся за руль под хмельком, хотя тем повезло и они никого не задавили. На мой взгляд, следует гораздо строже наказывать водителей за вождение в нетрезвом виде. Но это не значит, что к тем из них, кто стал виновником аварии с трагическим исходом, надо относиться как к убийцам – они были пьяны точно так же, как те, кто никакого наезда не совершил, просто им меньше повезло. Иначе это будет уже не правосудие, а месть. Ну хорошо, скажете вы, но ведь в неосторожном вождении такие водители все-таки виноваты! Конечно, виноваты, и наказывать их следует именно за это, но никак не за убийство. Человек сел за руль в пьяном виде – он виноват в этом. Он сбил другого человека – ответственность за его гибель несет тоже он, но он в ней не виноват. Все эти примеры служат иллюстрацией к приведенным выше словам министра, показывая, что в них нет никакого противоречия. Ответственность (в политике и любой другой сфере) может служить основой для политических санкций (отставки, понижения в должности, отказа от повторного избрания и т. д.), но не более того. Уголовные санкции предполагают не ответственность, а вину. Так виноват был наш министр или не виноват? Судить об этом я не берусь, не располагая ни необходимой компетенцией, ни желанием это делать. Но его ответственность за гибель сотен пациентов, умерших в результате нарушения правил переливания крови, лежит на нем огромным грузом, и от нее, конечно, так просто не отмахнешься. И, отдадим ему должное, он эту ответственность признал. Поэтому с нашей стороны было бы по меньшей мере несправедливо упрекать его в трусости или глупости.
Нести ответственность значит иметь возможность и желание отвечать за свои поступки. Это значит действовать в рамках своих полномочий, быть готовым к возможным ошибкам и признавать необходимость отвечать за их последствия. Полностью освобождены от ответственности только маленькие дети и умственно неполноценные люди. Может быть, на их примере и видна лучше всего суть ответственности, которую можно определить как цену свободы.
1) ♦ (ENG responsibility)
этическое признание обязательства или ответственности за воззрения и действия. Также то, за что кто-либо отвечает.
2) ♦ (ENG Liability)
(лат. reatus)
в теологии - состояние, к-рое возникает в результате греха и включает реальность вины и наказания.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, и, ж.
1. см. ответственный.
2. Необходимость, обязанность отдавать комун. отчёт в своих действиях, поступках. Чувство ответственности. Нести о. за чтон. Привлечь к ответственности (заставить отвечать за плохой ход дела, за проступки; офиц.). Возложить о. на когон. (офиц.). Под вашу о. (отвечать будете вы).