очищение, очищения, мн. нет, ср. (книж.). Действие по гл. очистить во всех знач., кроме 2 и 5 - ощищать и очиститься-очищаться. Очищение вина.
• Для очищения совести (устар.) - то же, что для очистки совести. Месячное очищение (устар.) - менструация.
Для очищения совести - чтобы не раскаиваться, не обвинять себя потом в чем-либо
очищ’ение — обряд освобождения от нечистоты или греха (Лев.16:34). Очищением называлось также посвящение левитов на служение (Чис.8:6 -22). Очищение имеет глубокий символический смысл, ибо омовение и соответствующее жертвоприношение означают не омытие физической нечистоты, но освобождение от губящего действия нечистоты духовной (·срн. Лев.1:40 — омыть требовалось не рот или руки, но одежды; также по Мат.15:11,20 — человек может есть немытые овощи, болеть, но быть чистым пред Богом и людьми, а другой — тщательно мыть и руки и овощи, но оставаться по своим делам и речам нечистым). Кроме того, слово «очищение», употребленное в некоторых местах оригинала, несет смысл «примирить» и «заступить» (как в Чис.16:46 ; Чис.25:13). Отсюда и значение названия крышки ковчега откровения — «очистилище» (см.). По закону очищение требовалось в следующих четырех случаях: в случае прикосновения к мертвому (Лев.5:2 -3; Чис.6:9 ; 19); в случаях истечений из тела (Лев.5:3 ; 15); матери после рождения ребенка (·Лев.12; Лук.2:22) и в случае (а не для!) исцеления от проказы (Лев.14:1 -32; Лук.5:13 -14). (см. тж освящение)
А. Ветхий Завет в отношении чистого/нечистого
1. Как можно оскверниться
♦ есть нечистую еду:
Лев 11:1-23
♦ после родов:
Лев 12:1-8
♦ от кожных болезней:
Лев 13:1-14:57
♦ при истечении:
Лев 15:1-33
♦ дотронувшись до мертвого тела:
Чис 5:2
♦ поклоняясь идолам:
Иер 13:25–27; Ос 8:5
♦ ведя грешную жизнь:
Ис 64:5-7
2. Как можно очиститься
♦ омыть себя и вымыть одежды:
Исх 19:10–14; Исх 30:18–21; Лев 22:6
♦ принести определенные жертвы и совершить определенные обряды:
Лев 12:6–8; Лев 14:1-11
♦ обратиться к Господу:
Пс 50:3,8; Ис 4:4; Ис 6:5-7
Б. Внутренее очищение от греха
1. Необходимость в подобном очищении:
Мф 23:25-28
2. Божие обетование для подобного очищения:
Иер 33:8; Иез 36:25,33
3. Процесс подобного очищения
♦ верующий должен просить:
Пс 50:4,9; 1Ин 1:9
♦ происходит в сердце:
Пс 23:4,5; Мк 7:18-23
♦ совершается кровью Христа:
Евр 9:14; Евр 10:19–22; 1Ин 1:7
♦ совершается словом Божиим:
Еф 5:25-27
4. Результаты очищения
♦ ведет нас к святой жизни:
2Кор 7:1
♦ ведет нас к чистой жизни:
1Ин 3:3
♦ ведет нас к жизни с любовью:
1Пет 1:22
♦ (ENG purification)
(лат. purificatio)
в Ветхом Завете - действие, выполняемое, в частности, посредством различных иудейских обрядов (Чис. 8:7; 19:9,17). Его цель-вернуть человека к жизни в религиозной общине или к взаимоотношениям с Богом.
Syn: рафинирование
Ant: загрязнение
— термин церковного права, означающий ряд мероприятий власти, посредством которых церковная иерархия очищается, т. е. освобождается от опасных и негодных для нее элементов. Эта очистительная дисциплина (disciplina purgatoria) составляет ряд высших церковных наказаний, в противоположность дисциплине исправительной (disc. correctiva), имеющей целью лишь нравственное исправление подвергаемых ей лиц. В древней церкви все меры этого рода сводились к одному главному типу — извержению или низложению (καθαιρέις, depositio, degradatio), т. е. лишению навсегда сана и должности (а также преимуществ чести и доходов), и применялись к клирикам, виновным в клятвопреступлении, краже, блудодеянии и т. п. тяжких грехах, за которые миряне подвергались отлучению (in quibus clerici deponuntur, laici excoimmunicantur); имя изверженного исключалось из церковных списков, но отлучению от церкви он не подвергался, разве если дерзал самовольно вступить в права служения, из которого был извержен. Лишаясь status c lericalis, он сохранял status ecclesiasticus. По конституциям императоров Гонория (408) и Юстиниана (532) низложенный клирик поступал в распоряжение городской курии, которая, смотря по его имущественному цензу, причисляла его или к составу собственного должностного штата, или к городской коллегии, или же назначала его в официалы (см.). Как homines improbissimi, они лишались права поступать в военную службу. Более легкую форму извержения составляло лишение права священнослужения, но с сохранением права нахождения между клириками. Третью степень очистительной дисциплины составляло низведение клирика на низшую степень, что, впрочем, случалось лишь с лицами низших степеней; 20-е правило трулльского собора, грозящее епископу, позволившему себе учить в чужой eпap x иu, низведением в пресвитерство, понимается канонистами как исключение из общего закона, так как собор халкидонский (прав. 29) дает общее постановление прямо противоположное. В западной церкви очистительную дисциплину составляют: запрещение священнослужения на определенное время (suspensio), перемещение с одного места на другое (translatio), лишение должности (privatio beneficii), извержение (depositio) и исключение из клира (degradatio). К этой же системе наказаний у католиков принадлежит лишение свободы (заключение в монастырь, а с нынешнего столетия — в исправительные заведения). Императрицей Марией Терезией в 1771 г. уничтожены существовавшие дотоле монастырские тюрьмы, но за епископом оставлено право "отеческого исправления" виновного (correctio patern a). С 1869 г. в Австрии заключение духовных лиц в исправительные заведения поставлено в зависимость от их на то согласия. По закону 1874 г., никакое осуществление церковно-дисциплинарной власти не должно содержать в себе внешнего принуждения. Особенно подробно регламентировано церковное заключение католических клириков в Прусии, где отсылка клириков в монастырь вовсе запрещается, а заключение в исправительное заведение допускается не более, как на 3 месяца, и непременно с согласия самого наказуемого. Третий род наказаний очистительных у католиков — денежные штрафы. По прусским законам наказание этого рода допускается лишь по формальному суду и не может превышать 30 талеров. Наконец, четвертый род очистительных наказаний у католиков — наказания телесные. Они применялись лишь к клирикам низших степеней, в смысле "отеческого исправления" (paternae correctionis), и простиралось до 39 ударов розгами. В настоящее время в Германии и Австрии эти наказания безусловно отменены. В евангелической церкви очистительная дисциплина состоит из двух наказаний: 1) недобровольная отсылка виновного на покой (unfreiwillige Emeritirung oder Pensionirung), с содержанием меньшим обычной пенсии и эмеритуры, и 2) лишение должности с лишением привилегий, свойственных духовному лицу. В русской церкви очистительная дисциплина прежде имела две степени: 1) лишение должности, совершавшееся иногда и без святительского суда, самими общинами или приходами. С учреждением церковных штатов лишение священнослужителей должности приняло форму "удаления за штат", с запрещением священнослужения без особого разрешения; 2) извержение, под которым разумелось юридическое исключение виновного из клира, в силу церковно-судебного приговора. Со времени патриаршества снятие сана сделалось необходимым условием для предания духовного лица суду градскому или царскому за преступления общего гражданского характера. Извержение состояло в том, что виновный исключался из церковных людей и "вчинялся в мирской люд". Указом 1664 г. запрещено было подвергшимся извержению занимать должности подьячих и приказных в Москве и в других городах. Со времен Петра I их стали принимать в солдаты, причем синод ходатайствовал, чтобы их определяли в полки, стоявшие в отдаленных от прежних мест их служения городах. По действующему русскому церковному праву ("Устав Духовных Консисторий" и др.), очистительная дисциплина сводится к следующим мероприятиям: 1) лишение белых священнослужителей сана, а монашествующих — и монашества, с исключением из духовного ведомства; 2) лишение сана с оставлением в духовном ведомстве на низших должностях и лишение священномонашествующих сана с оставлением в монашестве на покаянии; 3) отрешение от места; 4) исключение за штат. См. Н. Суворов, "О церковных наказаниях" (СПб., 1876).
Н. Б—в.