па, нескл., ср. (франц. pas, букв. шаг). Отдельная фигура танца - движение с определенной постановкой ног. Па вальса. Вальс в три па.
(фр. pas — шаг) — термин, применяющийся в хореографии.
1. Танцевальный шаг, характеризуемый определенной постановкой ног.
2. Сочетание танцевальных шагов, используемое на каком-либо количестве тактов танца или на весь танцевальный номер (па-де-де, па-де-труа, па д'аксьон и др.).
3. Названия бальных танцев (па-де-катр, па-де-грас, па-д'эспань и т. д.).
4. В общеупотребительном значении — любое танцевальное движение.
(франц. pas, букв. - шаг), отдельное движение классического танца; танцевальная форма классического балета (па-де-де, па-де-труа и др.).
ПА, нескл., ср. В танце: отдельное движение, танцевальный шаг. Медленное п.
(pas) — название разных танцев в музыке исполняемых двумя, тремя или четырьмя танцорами, напр. Pas de deux, Pas de trois, Pas de quatre. У М. И. Глинки есть в "Жизни за Царя" балетный номер: Pas de quatre, который, хотя и выпускается из балета второго действия, но весьма известен до своей оригинальности, изяществу и давно вошел в репертуар инструментальных концертов. Есть еще Pas ordinaire — 4/4 (парадный марш), Pas redoubl é или acc éteré — 2/4 (скорый марш), Pas de hache — воинственный марш, испанское Pas и пр.
Н. С.
В xopeогpaфиu П. называются способы движений ног, прыжков, перевертываний и пр. Основных П. всего несколько, но сочетаний П. (enchainements) множество. Каждый танцовщик или танцовщица имеют свою манеру соединять и варьировать темпы и П., что составляет их стиль. Основные па: ассамбле, жете, эшапе, глиссады, купэ, плие, томбе, сотэ и др.; к ним в балете присоединяются сложные П.: батманы, рондежамбы, антрша, кабриоли и пируэты. Каждый из последних имеет еще много подразделений: батманы разделяются на grands battements, petits battements и battemens sur le coup-pied. Антрша — блестящий прыжок, во время которого ноги танцора быстро заносятся одна, за другую и останавливаются в пятой позиции или в аттитюде — делятся на entrechat a cinq dessus или dessous, à sept, à neuf (по числу переплетаний ног); самые красивые антраша — à six; пируэт — перевертывание на носке в каком-нибудь направлении, не нарушая равновесия ни в одной части тела; они носят названия: cabriole pirouette à petites battements, pirouette à rond de jambe, avec fouette, en attitude, en arabesque, renversée, composé es и пр. В сочетаниях па артист должен искать новости и разнообразия, так как нельзя долго нравиться зрителю, не варьируя своих па; разнообразию не должна вредить отчетливость: в па, требующих стойкости, артист должен выказывать гибкость, в прыжках — силу и пр.
Ум.