07 мая 2024
450 тысяч слов
+63 за сегодня
Всё об этом слове:

Значения слова павел

все
Православный именослов. Справочник по именам и именинам
Культурология. Словарь-справочник
Православие. Словарь-справочник
Православный энциклопедический словарь
Библия: Тематический словарь
Энциклопедический словарь

Православный именослов. Справочник по именам и именинам

павел

Малый, маленький (лат.) и Римское родственное имя.

5 января (23 декабря) – святитель Павел, епископ Неокесарийский и праведный Павел, сотрудник учителей Словенских.

23 (10) января – преподобный Павел Комельский, или Обнорский (Рус.).

27 (14) января – преподобный Павел.

28 (15) января – #341 г. Преподобный ИОАНН КУЩНИК

#V в. => преподобный Павел Фивейский.

6 февраля (24 января), 1 марта (16 февраля) и 17 (4) марта – мученик Павел.

20 (7) марта – святитель Павел, исповедник, епископ Прусиадский и преподобный Павел Препростой.

23 (10) марта – мученик Павел.

29 (16) марта – праведный Павел.

30 (17) марта – преподобный Павел.

9 апреля (27 марта) – святитель Павел, епископ Коринфский.

19 (6) апреля – мученик Павел Русский (Рус.) и преподобный Павел, первый игумен Студийский.

29 (16) апреля – праведный Павел.

16 (3) мая – мученик Павел Виленский (Рус.).

31 (18) мая – мученик Павел.

4 июня (22 мая) – преподобномученик Павел Пелопонесский.

10 июня (28 мая) и 16 (3) июня – мученик Павел.

21 (8) июня – мученик Павел Каиюмский.

9 июля (26 июня) – мученик Павел Римский.

11 июля (28 июня) – преподобный Павел врач.

12 июля (29 июня) – апостол Павел (и апостол Петр).

14 (1) июля – праведный Павел.

29 (16) июля – мученик Павел.

10 августа (28 июля) – преподобный Павел. Ксиропотамский.

12 августа (30 июля) – святитель Павел, епископ.

30 (17) августа – мученик Павел.

10 сентября (28 августа) – преподобный Павел Послушливый, Печерский (Рус.).

12 сентября (30 августа) – святитель Павел Новый, патриарх Константинопольский.

23 (10) сентября – святитель Павел, епископ Никейский и преподобный Павел Послушливый, Печерский (Рус.).

8 октября (25 сентября) – мученик Павел Дамасский.

16 (3) октября – мученик Павел.

17 (4) октября – преподобный Павел Препростой.

23 (10) октября – преподобномученик Павел Зографский.

4 ноября (22 октября) – преподобный Павел Ростовский (Рус.).

19 (6) ноября – святитель Павел исповедник, патриарх Константинопольский и блаженный Павел Коринфский.

11 декабря (28 ноября) – мученик Павел

20 (7) декабря – преподобный Павел Послушливый, Печерский (Рус.).

28 (15) декабря – преподобный Павел Латрийский.

Культурология. Словарь-справочник

павел

(греч. как передача лат. Paulus, «малый»), «апостол язычников», не знавший Иисуса Христа во время Его земной жизни и не входивший в число двенадцати апостолов, но в силу особого призвания и чрезвычайных миссионерско-богословских заслуг почитаемый как «первопрестольный апостол» и «учитель вселенной» сразу после Петра и вместе с ним. П. происходит из колена Вениамина, родился в малоазийском городе Тарсе (в Киликии); он — наследственный римский гражданин (Деян. 22:25-29), с чем связано его римское имя (евр. имя П.- Саул, в традиционной передаче Савл, дано в честь царя Саула, также происходившего из колена Вениамина). П. зарабатывал на жизнь изготовлением палаток (18:3). Был воспитан в строгой фарисейской традиции (26:5), учился в Иерусалиме у известного рабби Гамалиила Старшего (22:3). Преданность консервативному иудаизму внушила ему ненависть к первым христианам, составлявшим иерусалимскую общину. В молодые годы он участвовал в убийстве диакона Стефана, забитого камнями (7:58; 8:1), в арестах христиан в Иерусалиме (8:3). Намереваясь начать широкое преследование бежавших из Иерусалима членов общины, он направляется в Дамаск (9:1-2). Однако на пути в Дамаск он испытал чудесное явление света с неба, от которого пал на землю и потерял зрение; голос укорил его («Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?», 9:4) и велел слушаться тех, кто скажет ему в Дамаске, что делать. «Видение в Дамаске» стало поворотным событием в жизни П. Исцелившись от слепоты по молитве христианина Анании, П. принимает крещение и начинает проповедь христианства в Аравии (Гал. 1:17), затем в Дамаске, откуда ему пришлось бежать, спустившись ночью по городской стене в корзине (Деян. 9:24-25). Но по-настоящему его миссионерские пути начинаются с Антиохии, культурной столицы эллинизма. Далее он проповедует христианство в Киликии, на Кипре, в Галатии, Македонии, Афинах (он «возмутился духом при виде этого города, полного идолов», 17:16), Коринфе, Эфесе, Испании. Нередко его встречают враждебно — побивают камнями, избивают палками, бросают в темницу (откуда П., воззвав к Богу, чудесно освобожден: «вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы», 16:26). В доказательство правоты нового вероучения П., «исполнившись Духа Святого» (13:9 и др.), творит чудеса: насылает слепоту на «волхва лжепророка» (13:6-12), исцеляет хромого (это имело среди язычников неожиданный эффект: они начали кричать: «боги в образе человеческом сошли к нам» и намеревались принести жертвы П. и его спутнику, которым пришлось убеждать толпу в том, что они простые люди, желающие обратить их «от богов ложных» к «Богу живому», 14:8-18) и даже воскрешает умершего (20:9-12). Несмотря на неблагоприятное предсказание, П. отправляется в Иерусалим, где он схвачен иудеями, закован в цепи и чуть было не убит, но как римский гражданин отправлен в Кесарию к римскому наместнику, а оттуда по морю в Рим (П. предрекает кораблекрушение, что и сбывается, однако П. и его спутники чудесно спасены); ядовитая змея не причиняет ему вреда (28:3-6). В Риме, проповедуя, он живет два года (28:30-31). О казни П. в новозаветных текстах не сообщается; последующее предание относит ее ко времени гонений Нерона на христиан (ок. 65 г.); он был казнен в Риме вместе с апостолом Петром. Рассказывается о чудесах, сопровождавших его смерть: его отрубленная голова выговаривает в последний раз имя Иисуса Христа; на том месте, где она упала, начинают бить три родника (откуда название римского монастыря Тре Фонтане), и т. п.

П. приписывается авторство 14 посланий, входящих в Новый Завет (большинство современных исследователей считает большую часть посланий действительно принадлежащими П., а его — подлинным историческим лицом, история жизни которого подверглась мифологизации). Апокрифический «Апокалипсис Павла» (возник ок. 400) описывает видения П. во время его вознесения «до третьего неба» (срв. 2 Кор. 12:2), посещение им места обитания праведников и ада (его описание близко к картине ада в «Божественной комедии» Данте). На славянском языке апокриф известен под названиями «Слово о видении апостола Павла» или «Хождение апостола Павла по мукам».

Сергей Аверинцев.

София-Логос. Словарь

Православие. Словарь-справочник

павел

   святой апостол, первоначально носивший еврейское имя Савл, принадлежал к колену Вениаминову и родился в киликийском городе Тарсе (в Малой Азии), который тогда славился своей греческой академией и образованностью своих жителей. Как уроженец этого города, происходивший от иудеев, вышедших из рабства у римских граждан, Павел имел права римского гражданина. В Тарсе Павел получил свое первое образование и, вероятно, там же познакомился с языческой культурой, ибо в его речах и посланиях ясно проглядывают следы знакомства с языческими писателями. Последующее образование он получил в Иерусалиме, в славившейся тогда раввинской академии у знаменитого учителя Гамалиила, который считался знатоком Закона и, несмотря на принадлежность к партии фарисеев, был человеком свободомыслящим и любителем греческой мудрости. Здесь же, по принятому у евреев обычаю, молодой Савл изучил искусство делать палатки, которое потом помогло ему зарабатывать средства на пропитание собственным трудом.

   Молодой Савл проявил себя сильным ревнителем фарисейских преданий и гонителем веры Христовой. Он стал свидетелем смерти первомученика Стефана, а затем получил власть от синедриона официально преследовать христиан даже за пределами Палестины в Дамаске.

   Господь, усмотревший в нем «сосуд избранный Себе», на пути в Дамаск чудесным образом призвал его к апостольскому служению. Во время путешествия Савла осветил ярчайший свет, от которого он слепым упал на землю. Из света раздался голос: «Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?» На вопрос Савла: «Кто Ты?» – Господь ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь». Господь повелел Савлу идти в Дамаск, где ему будет указано, что делать дальше. Спутники Савла слышали голос Христа, но света не видели. Приведенный в Дамаск, ослепший Савл был научен вере и на третий день крещен Ананией. После крещения Савл прозрел. С этого времени он стал ревностным проповедником прежде гонимого учения. На время он отправился в Аравию, а затем снова вернулся в Дамаск для проповеди о Христе. Ярость иудеев, возмущенных его обращением ко Христу, заставила его бежать в Иерусалим, где он присоединился к обществу верующих и познакомился с апостолами. Из-за покушения на него эллинистов он отправился в свой родной г. Тарс. Отсюда около 43 г. он был вызван Варнавой в Антиохию для проповеди, и потом путешествовал вместе с ним в Иерусалим, куда принес помощь нуждающимся. Вскоре после возвращения из Иерусалима – по повелению Духа Святого – Савл вместе с Варнавой отправился в свое первое апостольское путешествие, продолжавшееся с 45 по 51 гг. Апостолы прошли весь остров Кипр, и с этого времени Савл, который обратил к вере проконсула Сергия Павла, именуется уже Павлом. За время миссионерского путешествия Павла и Варнавы были основаны христианские общины в малоазийских городах: Антиохии Писидийской, Иконии, Листре и Дервии. В 51 г. св. Павел принял участие в Апостольском Соборе в Иерусалиме, где горячо восставал против необходимости для христиан из язычников соблюдать обряды Моисеева закона.

   Вернувшись в Антиохию, апостол Павел в сопровождении Силы предпринял второе апостольское путешествие. Сначала он посетил ранее основанные им церкви в Малой Азии, а затем перешел в Македонию, где основал общины в Филиппах, Солуни и Верии. В Листре св. Павел приобрел любимого своего ученика Тимофея, а от Троады продолжал путешествие с присоединившимся к ним евангелистом Лукой. Из Македонии св. Павел перешел в Грецию, где проповедовал в Афинах и Коринфе, задержавшись в последнем на полтора года. Отсюда он отправил два Послания к Солунянам. Второе путешествие длилось с 51 по 54 гг. Потом св. Павел отправился в Иерусалим, посетив по пути Ефес и Кесарию, а из Иерусалима прибыл в Антиохию.

   После недолгого пребывания в Антиохии апостол Павел предпринял третье апостольское путешествие (56-58 гг.), посетив сначала, по обычаю своему, ранее основанные малоазийские церкви, а затем остановился в Ефесе, где в течение двух лет ежедневно проповедовал в училище Тиранна. Отсюда он написал свое Послание к Галатам (по поводу усиления там партии иудействующих) и первое Послание к Коринфянам (по поводу возникших там беспорядков и в ответ на письмо коринфян к нему). Народное восстание, поднятое серебряных дел мастером Димитрием против Павла, заставило апостола оставить Ефес, и он отправился в Македонию, а затем в Иерусалим. В Иерусалиме из-за возникшего против него народного мятежа апостол Павел был взят под стражу римскими властями и оказался в заточении, сначала при проконсуле Феликсе, а потом при сменившем его проконсуле Фесте. Это случилось в 59 г., а два года спустя апостол Павел, как римский гражданин, по его желанию был отправлен в Рим на суд кесаря. Потерпев кораблекрушение у о. Мальты, апостол только летом 62 г. достиг Рима, где пользовался большим снисхождением римских властей и свободно проповедовал. Из Рима апостол Павел написал свои послания к Филиппийцам (с благодарностью за присланное ему с Епафродитом денежное пособие), к Колоссянам, к Ефесянам и к Филимону, жителю Колосс (по поводу бежавшего от него раба Онисима). Все эти три послания были написаны в 63 г. и отправлены с Тихиком. Из Рима же было написано и послание к палестинским евреям.

   Дальнейшая судьба апостола Павла в точности не известна. Некоторые считают, что он оставался в Риме и по повелению Нерона был предан мученической смерти в 64 г. Но есть основания предполагать, что после двухлетнего заключения и защиты своего дела перед сенатом и императором апостол Павел был освобожден и отправился в путешествие на Восток. Указания на это можно найти в его «пастырских посланиях» – к Тимофею и Титу. Пробыв долгое время на острове Крит, он оставил там своего ученика Тита для рукоположения пресвитеров по всем городам, что свидетельствует о рукоположении им Тита в епископы Критской Церкви. Позже в своем Послании к Титу апостол Павел наставляет его, как проходить обязанности епископа. Из этого же послания видно, что он предполагал провести ту зиму в Никополе, близ родного Тарса. Весной 65 г. он посетил остальные малоазийские церкви и в Милете оставил больного Трофима, из-за которого произошло возмущение против апостола в Иерусалиме, повлекшее за собой его первое заключение.

   Проходил ли апостол Павел через Ефес, неизвестно, так как он говорил, что пресвитеры ефесские уже не увидят его лица, но он, по-видимому, в это время рукоположил Тимофея во епископа для Ефеса. Далее апостол прошел через Троаду и достиг Македонии. Там он услышал об усилении лжеучений в Ефесе и написал свое первое послание к Тимофею. Пробыв некоторое время в Коринфе и встретившись на пути с апостолом Петром, Павел вместе с ним продолжал путь через Далматию и Италию, дошел до Рима, где оставил апостола Петра, а сам уже в 66 г. отправился далее на запад, дойдя, вероятно, до Испании. После возвращения в Рим он был снова заключен в темницу, в которой и находился до смерти.

   Есть предание, что после возвращения в Рим он проповедовал даже при дворе императора Нерона и обратил к вере во Христа его любимую наложницу. За это он был предан суду, и хотя милостью Божией избавлен был, по собственному выражению, от львиных челюстей, то есть от съедения зверями в цирке, однако был заключен в темницу. После девятимесячного заключения он был усечен мечом, как римский гражданин, недалеко от Рима в 67 г., в 12-й год царствования Нерона.

   Апостол Павел написал 14 посланий, представляющих собой первую систематизацию христианского учения. Эти послания, благодаря широкому образованию и проницательности автора, отличаются большой самобытностью. Апостол Павел, как и апостол Петр, много потрудился в распространении Христовой веры и справедливо почитается вместе с ним «столпом» Церкви Христовой и первоверховным апостолом.

   ♥ Они оба мученически скончались в Риме при императоре Нероне, и их память празднуется в один день – 29 июня (12 июля).

Православный энциклопедический словарь

павел

(ум. ок. 65)

святой апостол (память 29 июня//12 июля), величайший проповедник христианства. Сын зажиточных иудеев, первоначальное имя его было Савл. Преследовал христиан, участвовал в побиении камнями первомученика диакона Стефана, после чето отправился на розыски христиан в Дамаск. На пути туда с ним произошло чудо: " Внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! Что ты гонишь меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! Что повелишь мне делать? И Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил" (Деяния святых апостолов 9, 3-9). После обращения жизнь апостола Павла представляет собой историю непрерывных миссионерских трудов, которые он неустанно совершал на всем громадном пространстве от глубин Малой Азии до Рима. Благодаря его проповеди образовались центры христианства по всему северному побережью Средиземного моря, по которому он совершал нескольколлаваний, неоднократно попадая в кораблекрушения. Он служил Господу самоотверженно, пренебрегая затруднениями и опасностями. Жизнь свою он закончил в Риме, где, осужденный императором Нероном, был казнен вместе с апостолом Петром. Деятельность апостола Павла выражалась не только в миссионерстве, но и в писательстве: ему принадлежат 14 посланий, входящих в Новый Завет.

Библия: Тематический словарь

павел

А. Прокомментированные темы

ПЕТР И ПАВЕЛ как тема Деяний:

Деян 19:11;

СЛУЖЕНИЕ как тема второго послания к Коринфянам:

2Кор 4:1;

ЗАЩИТА как тема послания к Галатам:

Гал 1:10

Б. Его происхождение

первоначально назывался Савл:

Деян 13:9

из Тарса:

Деян 9:11; Деян 21:39

из колена Вениаминова:

Флп 3:5

фарисей:

Флп 3:5

воспитан Гамалиилом:

Деян 22:3

не женат:

1Кор 7:8

В. Его жизнь как гонителя христиан

участвовал в избиении Стефана камнями:

Деян 7:58; Деян 8:1

ревностно преследовал церковь:

Деян 9:1; Гал 1:13,14; Флп 3:6

подавал голос против христиан:

Деян 26:9,10

пошел в Дамаск для преследований христиан:

Деян 9:2; Деян 22:4,5

обращен по пути в Дамаск:

Деян 9:3-19; Деян 22:6-21; Деян 26:12-18

Г. Его жизнь как апостола

1. От обращения до первого миссионерского путешествия

призван как миссионер к язычникам:

Деян 22:17–21; Деян 26:16-18

пошел в Аравию:

Гал 1:17

проповедовал в Дамаске, был спущен по стене в корзине:

Деян 9:19–25; 2Кор 11:32,33

пошел в Иерусалим:

Деян 9:26-29

пошел в Тарс:

Деян 9:30

приведен в Антиохию Варнавой:

Деян 11:22-26

принес пожертвования в Иерусалим:

Деян 11:29,30

вернулся в Антиохию:

Деян 12:25

2. Первое миссионерское путешествие

призван Богом:

Деян 13:2-4

проповедовал на Кипре:

Деян 13:5-12

проповедовал в Антиохии Писидийской:

Деян 13:14-52

подвергся преследованиям в Иконии:

Деян 14:1-7

проповедовал и был избит камнями в Листре:

Деян 14:8-20

проповедовал в Дервии:

Деян 14:20,21

вернулся в Антиохию:

Деян 14:21-28

3. Иерусалимское совещание

послан в Иерусалим:

Деян 15:1–4; Гал 2:1,2

обсуждалась частным образом проблема обрезания:

Гал 2:3-10

открытое обсуждение вопроса об обрезании:

Деян 15:5-22

составлены и посланы с ними послания:

Деян 15:23-31

трения с Петром:

Гал 2:11-14

4. Второе миссионерское путешествие

расстался с Варнавой из-за Иоанна Марка:

Деян 15:36-41

взял с собой Силу:

Деян 15:40

утверждал церкви в Сирии и Киликии:

Деян 15:41

присоединил Тимофея к своей группе:

Деян 16:1-4

в Троаде призван в Македонию:

Деян 16:6-10

проповедовал женщинам в Филиппах:

Деян 16:13-15

арестован и освобожден в Филиппах:

Деян 16:16-40

служил в Фессалониках:

Деян 17:1-9

служил в Верии:

Деян 17:10-15

проповедовал в Афинах:

Деян 17:16-33

служил в Коринфе восемнадцать месяцев:

Деян 18:1-11

подвергся нападкам Иудеев:

Деян 18:12-17

покинул Коринф и вернулся в Антиохию:

Деян 18:18-22

5. Третье миссионерское путешествие

прибыл в Ефес в Асии:

Деян 19:1

служил два года там:

Деян 19:2-22

прошел через много тяжелых испытаний:

2Кор 1:3-10

принимал там лидеров церкви из Коринфа:

1Кор 16:17,18

мятеж в Ефесе:

Деян 19:23-41

отправился в Македонию:

Деян 20:1

встретил Тита в Македонии:

2Кор 7:5-7

собрал деньги для Иерусалима:

2Кор 8:1–5; Рим 15:26

прибыл в Грецию:

Деян 20:2,3

еще раз собирал деньги для Иерусалима:

Рим 15:26

покинул Грецию и отправился в Иерусалим:

Деян 20:3–6; Рим 15:25

говорил всю ночь в Троаде:

Деян 20:7-12

попрощался с пресвитерами из Ефеса:

Деян 20:17-38

отплыл в Иерусалим:

Деян 21:1-6

путешествие в Иерусалим:

Деян 21:7-17

отчет лидерам церкви в Иерусалиме:

Деян 21:17-25

6. Павел в заключении

подвергся нападению и избит Асийскими Иудеями:

Деян 21:27-32

арестован римским тысяченачальником:

Деян 21:33-35

обратился к толпе Иудеев:

Деян 22:1-21

перед синедрионом:

Деян 23:1-11

отправлен в Кесарию:

Деян 23:12-35

на суде перед Феликсом:

Деян 24:1-21

оставлен в тюрьме в Кесарии:

Деян 24:22-27

на суде перед Фестом:

Деян 25:1-12

потребовал суда кесарева:

Деян 25:12

говорил перед Агриппой:

Деян 25:13–26:32

отплыл в Рим; кораблекрушение:

Деян 27:1-44

зимовал на Мелите:

Деян 28:1-10

прибыл в Рим:

Деян 28:11-16

проповедовал Иудеям в Риме:

Деян 28:17-28

пробыл в Риме два года:

Деян 28:30,31

освобожден после суда императора:

2Тим 4:16,17

7. Путешествия после освобождения

в Македонию:

1Тим 1:3

на Крит:

Тит 1:5

в Никополь:

Тит 3:12

в Милит:

2Тим 4:20

в Троаду:

2Тим 4:13

снова в заключении:

2Тим 2:8,9

возможно, на этот раз казнен:

2Тим 4:6-8

Д. Важные темы посланий Павла

его апостольство:

1Кор 9:1–3; 2Кор 11:4-12:13; Гал 1:1–2:14

спасение возможно только во имя Иисуса:

Рим 3:21–26; Рим 5:1,2; Рим 10:3-13; 2Кор 5:18–21; Гал 3:10–14,24-29; Еф 2:1-22; Флп 3:7-14; Кол 1:13–23; 1Тим 1:12-16

спасение возможно только через веру:

Рим 3:21-5:1; Гал 2:15–21; Еф 2:8,9; Флп 3:9

обрезание не нужно для спасения:

Рим 4:9-12; Гал 2:3; Гал 5:1–6; Кол 2:11,12

христианское понимание свободы:

Рим 14:1-15:13; 1Кор 8:1-13; 1Кор 11:23–33; Гал 4:31-5:13

озабоченность спасением Иудеев:

Рим 9:1–5; Рим 10:1-4

правильное использование духовных даров:

Рим 12:3–8; 1Кор 12:1-14:40

быть водимым Духом Божиим:

Рим 8:1-17; Гал 5:16-26

определенный порядок нужен в церкви:

1Кор 11:17–34; 1Кор 14:26–40; 1Тим 2:1–3:15; Тит 1:5–2:15

Энциклопедический словарь

павел
  1. (Paulus) Юлий, римский юрист 3 в. В 426 сочинениям Павла была придана обязательная юридическая сила. Извлечения из работ Павла составили 1/6 Дигест.
  2. (евр. Саул, Савл), в Новом Завете один из апостолов. Родился в малоазийском г. Тарс (в Киликии) в еврейской фарисейской семье. Первоначально ревностный гонитель христиан, Павел, испытавший чудесное видение на пути в Дамаск, принимает крещение и становится истовым проповедником христианства среди язычников ("апостол язычников"). По наущению иудеев в Иерусалиме Павел был пленен римлянами и отправлен в Рим, где, согласно преданию, казнен ок. 65 (время гонений Нерона на христиан) вместе с апостолом Петром. За чрезвычайные миссионерско-богословские заслуги перед христианством в становлении его как мировой религии Павел, не входивший в число двенадцати апостолов, почитается как первопрестольный апостол. Церковь приписывает ему 14 посланий, включенных в Новый Завет.
Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Цитаты со словом павел

  • Даже святые Петр и Павел не смогли бы доказать, что они не еретики, вернись они в этот мир и предстань они перед обвинителями.
    Морис Дрюон, "Проклятые короли"