18 мая 2024
450 тысяч слов
+49 за сегодня
Всё об этом слове:

Значения слова палес

все
Античный мир. Словарь-справочник
Словарь по мифологии М. Ладыгина.
Античность от А до Я. Словарь-справочник
Энциклопедический словарь
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Античный мир. Словарь-справочник

палес

   Римский пастушеский бог. Его представляли то в мужском, то в женском обличье. Его праздник, праздник очищения - палилии - справлялся ежегодно в день основания Рима, 21 апреля.

   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Словарь по мифологии М. Ладыгина.

палес

Па́лес - в римской мифологии богиня-покровительница пастухов и скота.

Источники:

● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.

Античность от А до Я. Словарь-справочник

палес

   в римской мифологии пастушеское божество, покровитель коз и овец. Сохранились посвящения Палес как женскому и мужскому божеству, но чаще выступал как божество женского рода. По преданию, Рим был основан в день праздника в честь Палес - палилии, или парилии (21 апреля). В этой связи Палес считали тайной покровительницей Рима, другие причисляли ее к пенатам Рима. Ее отождествляли с Матерью-землей. Пастухи поклонялись Палес, просили ее защитить людей, скот, собак, снять с них скверну, навлеченную невольной провинностью против сельских святилищ, могил, вод, дать плодовитость скоту и изобилие растительности. Завершался обряд веселым пиром. Палес с эпитетом Матута («дающая созревание») консул Регул посвятил храм во время первой Пунической войны (264–241 гг. до н. э.).

Энциклопедический словарь

палес

в римской мифологии божество пастухов, покровитель коз и овец; мыслился как в женском, так и в мужском облике. По преданию, в день праздника Палеса 21 апреля был основан Рим.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

палес

(Pales) — древнеримская богиня скотоводства, почиталась по всей Италии еще задолго до основания Рима. Одним из мест культа богини (бога) П. был Палатинский холм (см.) и другие палации (Palatium): Реатинский, откуда по преданию латины переселились на римский палаций, и Сабинский или Умбрский. Palatium, как нарицательное понятие, означает пастбище, а затем место, освященное культом богини П. Поэтому римский Палаций считал богиню П. своей покровительницей и праздник в честь нее (21 апр.) Palilia (Parilia) считался в то же время dies natalis urbis Romae. В этот день нельзя было приносить кровавых жертв; вместо этого жгли приготовленную весталками смесь из крови октябрьского коня (которого закалывали в честь Марса в октябрьские иды), из пепла сожженного в день Фордилиций (15 апреля, праздник в честь бога Tellus), еще не родившегося, теленка и бобовой соломы; этой смеси приписывали очистительное действие, вследствие чего она называлась februa casta (Ovid.). На рассвете этого дня люстрировали стада овец, окропляя овечьи стойла водой, выметали из них сор свежими метлами, украшали внутренность домов свежими ветками, а двери венками и гирляндами и окуривали стада серой. Затем разводили огонь. В жертву П. приносили испеченные из проса пирожки, корзинку проса, как любимого богиней злака, и молочные яства; при этом произносили молитву о ниспослании благословения на скот стойла и дом, о прощении грехов, об избавлении от мора и болезней, об изобилии травы, корма и чистой воды и т. д. Молитву пастух должен был произнести четыре раза, обратившись к В, затем выпить смеси из молока и свежего муста, и наконец, перепрыгнуть через кучу зажженной соломы. Последний обряд, как известно, существовал и существует у многих народов. Праздник проходил шумно и весело. В городе праздник богини проходил торжественнее, так как в этот день праздновали основание Рима.

Н. О.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc