палуба, палубы, жен.
1. Настилка (обл. и спец.). Взяв меня подмышки. «..., крепко поставил на палубу пристани.» М.Горький.
2. Горизонтальное перекрытие в корпусе судна (мор.). Верхнее перекрытие называется верхней палубой. Средняя палуба.
| Открытое горизонтальное, обычно верхнее, перекрытие судна (разг.). Выйти на палубу.
3. Временная досчатая настилка на кружалах для кладки каменных сводов (архит.).
4. То же, что палубник (спец.).
5. То же, что дека (муз. устар.).
сплошное горизонтальное перекрытие на корабле (судне) для размещения помещений, вооружения, механизмов, оборудования, обеспечения прочности и водонепроницаемости корпуса. Могут бронироваться. Авианесущие корабли имеют полётные (взлётно-посадочные) П.
Древнерусское – палуба (крыша над повозкой).
Слово «палуба» в русском языке нашло широкое употребление в середине XII в.
Слово «палуба» употреблялось во множестве значений: настилка, потолок, крыша, помост на водоходных судах. Сейчас сохранилось в значении открытого места в верхней части судна, где могут быть размешены те или иные надстройки.
Родственными являются:
Украинское и белорусское, болгарское и сербохорватское – палуба.
Польское – paluba (крытая повозка).
Чешское – paluba (дуплистое дерево).
Производное: палубный.
Кровля.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
горизонтальное перекрытие корпуса корабля (судна), состоящее из набора и настила палуб. Основной продольной связью корпуса, обеспечивающей его общую прочность и поперечную жесткость, является палуба верхняя. Непрерывные палубы, лежащие ниже верхней, называются соответственно второй, третьей, четвертой и т. д. Палубные надстройки (рубки) делят надстройку (рубку) на ярусы и нумеруются снизу вверх (например, палуба II яруса рубки), эти палубы часто называют по назначению (например, шлюпочная палуба). На многих кораблях имеются палубы, которые идут не по всей длине корабля - они называются платформами. Междупалубные пространства используют для размещения жилых и служебных помещений, различных механизмов и оборудования, грузов и др. На кораблях броненосного флота имелись т. н. броневые палубы.
горизонтальный ярус корабля. Начиная сверху имели следующие назначения: квартер-дек - открытая палуба для управления судном; опер-дек - верхняя батарейная палуба;мидель-дек - средняя батарейная палуба; орлопдек - палуба жилых и служебных помещений;трюм - самая нижняя палуба. Встречаются другие наименования палуб.
горизонтальное перекрытие из настила и набора (бимсов, карлингсов и др.) в корпусе судна. Верхняя палуба обеспечивает общую прочность и поперечную жесткость судна. Нижние палубы разделяют корпус по высоте и служат для размещения пассажиров, грузов, оборудования. Палубы, ограничивающие сверху надстройки, называются палубами надстроек; палубы могут называться по их назначению (шлюпочная, прогулочная и т. д.).
ПАЛУБА, ы, ж.
1. Горизонтальное перекрытие в корпусе судна, самолёта, а также часть такого перекрытия, прилегающая к наружной стенке судна. Верхняя, нижняя п. Подняться из каюты на палубу. П. аэробуса.
2. Настилка, настил в какихн. сооружениях (спец.).
| прил. палубный, ая, ое. Палубная команда.
ж.
Сплошное горизонтальное перекрытие на судне в виде пола.
(см. Корабль) на судах соответствует этажу в домах, при чем на судах П. (или точнее палубной настилкой) называется также настилка, положенная на бимсы и образующая пол в различных П. (этажах) корабля. На деревянных судах палубная настилка делается большей частью из сосновых (реже дубовых и тиковых) досок, толщиной от 1 " (на мелких яхтах) до 10" (под орудиями на военных судах), обыкновенно же 3" — 6" и шириной большей частью 6", расположенных вдоль корабля, параллельно диаметральной плоскости, кроме тех мест, где настилка должна прерываться у бортов, люков и т. п.; в этих местах ставятся более толстые доски, облегающие люки, идущие вдоль борта и т. д. Они наз. ватервейсами и делаются большей частью из дуба или тика. Под тяжелыми предметами на П. — как-то орудиями, кнехтами, битеньгами и т. п., на месте прохода якорной цепи и т. д. П. также делается толще и материалом для нее берется дуб или тик. Так как П. представляет собой одно из продольных креплений судна, то палубные доски делаются из лесного материала 1-го сорта, без сучков или пороков. Стыки палубных досок соединяются на железных планках, причем расположение стыков устраивают такое, чтобы крепость П. была бы по возможности однообразна во всех сечениях; для этого стыки разносят, т. е. располагают так, чтобы у двух смежных рядов досок, а также и на одном и том же поперечном сечении стыки находились бы по возможности дальше друг от друга. Недостаток прочности П. относительно продольных натяжений пополняется железными полосами (связными поясьями), прокладываемыми между палубной настилкой и бимсами. Для водонепроницаемости П. конопатится, а стыки и пазы заливаются rapпиyсом. На железных (стальных и вообще металлических) судах П. бывает различного устройства: 1) на бимсах железные связные поясья и деревянная настилка; в этом случае к последней применяются те же требования относительно толщины и доброкачественности, что и у деревянных судов; 2) делается железная настилка, покрытая сверху деревянной, которая в этом случае может быть тоньше и условия доброкачественности ее могут быть не так строги; 3) имеется одна лишь железная настилка. Железная палубная настилка состоит из листов, толщ. от 1/4" до 5/8", шириной 3' — 4', расположенных по тому же порядку, как и деревянная: вдоль судна, параллельно диаметральной плоскости, с разнесенными стыками. Пазы и стыки соединяются на планках, причем планки располагаются сверху, если имеется деревянная настилка, или снизу, если ее нет. Листы палубной настилки, прилегающей к борту, образуют особый пояс, обхватывающий кругом всю П. и называющейся палубным стрингером. Он делается толще остальной части П. и служит одной из главнейших продольных связей на корабле, почему имеется даже и при не сплошной палубной настилке железных судов. Для удобства ходьбы по железной П., листы ее часто делаются рифлеными сверху (главным образом на коммерческих судах). Часто также для этого же на железную П. накладывают линолеум, который на военных судах начинает вытеснять деревянную настилку сверх железа. На военных судах, для защиты жизненных частей (см. Корабль), П. делается во многих местах броневой. Подобная П. бывает двух родов: 1) прикрывающая сверху часть корабля, окаймленную бортовой броней; в этом случае обыкновенная палубная настилка покрывается еще одним или несколькими слоями железных листов, так что общая толщина достигает 1" — 1,5"; 2) когда бронев. П. назначается также для вертикальной защиты, в этом случае ее делают со значительной выпуклостью по середине [Небольшую выпуклость имеет всякая П., для стока попадающей на нее воды.]; стрелка выпуклости подобной П., называемой карапасной, доходит до 7' у мидель-шпангоута. Толщина подобной П. доходит до 4"; причем наиболее толстый слой приходится на боковых частях (скатах) ее. Материалом для подобной П. служит или обыкновенное судостроительное железо (или сталь), или же специально приготовленная твердая сталь (сталеникелевые листы и т. п.). См. Корабль, Судостроение, Судостроительные работы.
Р. Л—н.
ж.(па и лубь, лубяная крыша) крыша, кровля, потолок, накат, настилка;
пол и потолок, помост на водоходных судах; на кораблях бывает до четырех палуб, в знач. настилки, или трех, в знач. дека, пространства между палубами.
Временная тесовая, округлая крыша на лодках, для зашиты клади.
Тесовая, временная настилка на кружалах, для кладки каменных сводов.
В струнных муз. орудиях: тонкая доска, на коей натянуты струны: дек, стар. полица, поличка. Палубник м. доски или тес на палубе:
судно с палубой, палубное. Палубить кружала, каменщ. застилать тесом. Палубленье, действ. по глаг. Палубье ср. лубье, луб.
горизонтальное перекрытие в составе корпуса судна, расположенное по всей его длине. В отличие от П., перекрытие, расположенное на части длины или ширины судна, называется платформой. В корпусе судна может быть одна или несколько П. и платформ. П. состоит из настила (собственно палубного настила и палубного стрингера по линии примыкания П, к борту) и набора (бимсов, карлингсов и др.). Так называемая верхняя (непрерывная) П. служит основной продольной связью корпуса судна, обеспечивающей его общую прочность и поперечную жёсткость. П., до которой доводят водонепроницаемые переборки и измеряют надводный борт, называется главной; ею может служить верхняя или вторая сверху П. (на шельтердечных судах и судах со сплошной надстройкой судовой ). На верхней П. грузовых судов размещают грузовые устройства, на пассажирских судах ≈ каюты, на военных кораблях ≈ вооружение и др. Нижние П. служат для разделения грузовых помещений по высоте и укладки грузов (грузовые суда), размещения кают, общественных и вспомогательных помещений (пассажирские суда), технологического оборудования (рыбообрабатывающие суда) и пр. Межпалубное пространство называется твиндеком, а помещение под самой нижней П.≈ трюмом. Отверстия в верхней П. (люки) обрамляют комингсами и снабжают непроницаемыми закрытиями. П., ограничивающие сверху надстройки, называют П. надстроек; вышележащие П. различают по их назначению (шлюпочная, прогулочная и др.). Толщину П. и размеры палубного набора гражданских судов регламентируют правила классификационных обществ .
Э. Г. Логвинович.