пан, пана, мн. паны (паны устар.), муж. (польск. pan).
1. Польский помещик. Война с панами. «Король и паны за него.» Пушкин (о самозванце). «Помнят польские паны конармейские наши клинки.» песня.
2. То же, что господин в 1 знач. - по отношению к поляку (дорев.). Пан Тадеуш.
3. Барин, господин (обл. устар.). «Старый пан встретил молодых за версту от имения.» Шолохов.
4. перен. Независимый человек, полный хозяин (устар. разг. шутл. или ирон.). «В воскресенье Савка пан - целый день, как стелька, пьян.» Некрасов. «Либо пан, либо пропал.» погов.
Пан или пропал; либо пан, либо пропал - или добиться всего желаемого, все получить или все потерять
Паны дерутся, а у холопов (хлопов, хлопцев) чубы трещат - при столкновении сильных расплачиваются, страдают подчиненные
(греч. Pan)
в греческой мифологии бог лесов, покровитель пастухов и охотников, сын Гермеса (или Зевса и нимфы Каллисто). Образ П. - козлоногого юноши - был популярен в буколической поэзии греков и римлян.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Аркадский бог, сын Гермеса, покровитель пастухов. Пан упоминается уже в гомерических гимнах и у Пиндара. Изображали Пана, как правило, в виде человека с рогами, ушами и ногами козла. Пан считался похотливым богом, которого оба пола привлекали в одинаковой мере. Наверное, самая знаменитая из его любовных историй - с нимфой Сирингой, которая, чтобы уклониться от близости с Паном, превратилась в тростник; тогда Пан сделал из тростника свирель - сирингу, на которой до сих пор играют пастухи. Пан также сватался к Селене и подарил ей замечательное овечье руно. Иногда Пан гневался и становился опасен, особенно если его тревожили во время полуденного зноя, и тогда он обращал в бегство стада, насылал кошмары и вызывал у людей необъяснимый "панический" ужас. Пан помогал афинянам в войне с персами, и, согласно Геродоту, его видел на горном перевале бегун Фидиппид, спешивший попросить помощи у Спарты перед Марафонской битвой. После своей победы афиняне посвятили Пану пещеру на северном склоне Акрополя, сохранившуюся до наших дней.
Со времен античности Пан считается покровителем пасторальной поэзии и идеализированной Аркадии - именно в этой роли Пан выступает в "Гимне Пану" Шелли и в "Эндимионе" Китса. Забавным образом фигура Пана привлекала к себе и христианских писателей. Плутарх передает рассказ о том, что некие путешественники слышали на острове Паксос голос, обращающийся к сирийскому богу Таммузу и возвещающий о том, что "Великий Пан умер". Согласно Плутарху, это происходило во время царствования Тиберия, и христиане делали вывод, что слышанный путешественниками голос вещал о конце языческой эпохи и начале новой - христианской. Похоже, однако, что все это основывается на элементарной ошибке - путешественники просто не расслышали слово "панмегас" ("всемогущий") - эпитет, относящийся к богу Таммузу.
Некоторые философы-гуманисты связывали навлекаемый Паном "фурор" с мистическим состоянием, позволяющим постигать божественные истины, а Рабле отождествляет Пана с Добрым Пастырем, который есть "все, что есть" ("все" по-гречески "Пан"), таким образом примитивное полузооморфное-полуантропоморфное божество становится символом воплощения божественного Слова, "божеством всего". Художники Возрождения часто изображали Пана вместе с Венерой и Купидоном - возможно, потому, что читали "любовь побеждает все" как "любовь побеждает Пана". Наиболее известные картины, посвященные Пану, принадлежат кисти Пуссена, Йорданса, Врубеля.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
, а, м.; ПАНИ, нескл., ж.
Помещик в старой Польше, Литве, Белоруссии и на Украине.
* ► И недоем и недосплю, А милых Козочек к себе я прикормлю И паном заживу у нас во всем Полесье. // Крылов. Басни //; - Смотри мне, Явдоха, - говорила она [Пульхерия Ивановна], обращаясь к ключнице, - ...чтобы ты глядела за паном, чтобы берегла его, как глаза своего, как свое родное дитя. // Гоголь. Вечера на хуторе близ Диканьки //; Каждый гвоздик и железная скобка звенели до того, что возле самых мельниц было слышно, как пани выезжала со двора. // Гоголь. Вечера на хуторе близ Диканьки //; Только что пан окровавленный пал головой на седло. // Некрасов. Кому на Руси жить хорошо // *
ПАНИН, ПАННА, ПАННОЧКА, ПАНОВАТЬ, ПАНОК, ПАНСКИЙ, ПАНСТВО, ПАНСТВОВАТЬ, ПАНЩИНА.
♦ (греч. миф.) Л. Пщоловска пишет статью, что как хорош у Пушкина "Будрыс", так плох "Воевода". Оттого, что короткий стих принижает содержание? "Нет, он слишком пожалел даму и перекосил картину. И вообще называет ее панна". А он, вероятно, и не знал разницы между панна и пани. "Никогда не думала!"
1) Спутник Сатурна, открыт с борта космического аппарата «Вояджер-2» (США, 1990). Расстояние от Сатурна около 134 тыс. км.
2) В греческой мифологии первоначально бог стад, покровитель пастухов, затем всей природы. Изображался в виде человека с козлиными рогами, копытами и бородой. Ему соответствует римский Фавн.
Пан - в древнегреческой мифологии бог лесов, полей и стад; сын Гермеса и нимфы Дриопы, входил в свиту бога Диониса; божество стихийных сил.
Источники:
● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.
Божество стад, лесов и полей. Сын нимфы Дриопы (дочери Дриопа «дубовидного») и Гермеса (вариант: сын Пенелопы и Гермеса). Он родился в Аркадии. Дриопа ужаснулась, увидев сына, заросшего волосами и бородатого. Однако Гермеса и богов-олимпийцев его вид развеселил, и они нарекли младенца Пан (т. е. «понравившийся всем», греч «все»). Вместе с сатирами и силенами П.в числе демонов стихийных плодоносных сил земли входит в свиту Диониса. П.он козлоног, с козлиными рожками, покрыт шерстью, известен своим пристрастием к вину и веселью. Он полон страстной влюбленности и преследует нимф. Нимфа Сиринга (греч. «свирель») в страхе перед П.превратилась в тростник, из которого П.сделал свирель. Он ценитель и судья пастушеских состязаний в игре на свирели. П.даже вызвал на состязание Аполлона, но был им побежден, а у царя Мидаса — судьи этого состязания, не оценившего Аполлона, выросли в наказание ослиные уши. П.как божество стихийных сил природы наводит на людей беспричинный, так называемый панический, страх, особенно во время летнего полдня, когда замирают леса и поля. П. — помощник в битвах, он наводит страх на врагов. Он помог Зевсу в борьбе с титанами. Сохранилась легенда о явлении П.грекам перед марафонской битвой и при Саламине. П.особенно почитался в Аркадии, где была священная гора П.. Известны также знаменитые святилища П.в пещере на склоне афинского акрополя и в Филе (Аттика), где он почитался вместе с нимфами. П.входит в число олимпийских богов.
Первоначально П.изображался в зверином обличье, только свирель держал в руке; его главные атрибуты: свирель или двойная флейта, сосновый венок и иногда так называемый заячий посох (багор для охоты на зайцев).
в греческой мифологии божество стад, лесов, полей; сын нимфы Дриопы и Герлгеса. Имя «Пан» происходит от индоевропейского корня «pus» - «делать плодородным». Родился в Аркадии. Дриопа ужаснулась, увидев сына, заросшего волосами, бородатого. Но Гермеса и богов-олимпийцев его вид развеселил. Они нарекли младенца Паном, т. е. «понравившимся всем». Пан - козлоног, с козлиными рожками, покрыт шерстью. Пан был известен своим пристрастием к вину, веселью. Пан был полон страстной влюбленности и преследовал нимф. Нимфа Сиринга в страхе перед Паном превратилась в тростник, из которого Пан сделал свирель. Пан был ценителем и судьей пастушеских состязаний в игре на свирели. Первоначально Пан изображался в зверином обличье; только свирель держал в руке. Его основными атрибутами были свирель или двойная флейта, сосновый венок, иногда заячий посох. Вместе с сатирами и силенами Пан в числе демонов стихийных плодоносных сил земли входил в свиту Диониса. Как божество стихийных сил природы Пан наводил на людей панический (т. е. беспричинный) страх, особенно во время летнего полдня, когда замирали леса и поля. Пан был также помощником в битвах, наводил страх на врагов; помог Зевсу в борьбе с титанами. Пан особенно почитался в Аркадии, где была священная гора Пана. Образ Пана запечатлен на полотнах Рафаэля, П. Рубенса, Н. Пуссена, П. Пикассо, М. Врубеля. Соответствует Фавну (покровителю стад) и Сильвану (демону лесов) в римской мифологии.
ПАН, а, мн. ы, ов и (устар.) ы, ов, м. В старой Польше, Литве, а также в Белоруссии и на Украине до революции: помещик, барин [сейчас употр. как обращение к взрослому мужчине в Чехословакии и Польше].
• Пан или пропал (разг.) в речи того, кто рискует: или всё получу, или всё потеряю.
| ж. пани, нескл.
| прил. панский, ая, ое.
м.
Бог плодородия, покровитель скотоводства, полей, гор и лесов (в древнегреческой
мифологии).
(Πάν) — древнегреческий бог, аркадийского происхождения. По гомеровскому гимну (см.), П. считается сыном Гермеса и дочери Дриона. Он родился с козлиными ногами, длинной бородой и рогами, и тотчас же по рождении стал прыгать и смеяться. Испуганная необычайной наружностью и характером ребенка, мать покинула его, но Гермес, завернув его в заячьи шкуры, отнес его на Олимп и до того развеселил всех богов, а особенно Диониса видом и живостью своего сына, что боги назвали его П., так как он доставил всем (πάς = весь) великую радость. П. был богом-покровителем стад (слово Πάν в связи с Πάω — пасти). Роскошные долины и рощи Аркадии — царство П., где он резвится в кругу веселых нимф. Под его флейту или сирингу устраиваются веселые, шумные хороводы, пугающие смертных. В полдень, утомившись от занятий, П. засыпает и с ним засыпает вся природа под знойными лучами: это затишье считалось священным и ни один пастух не осмеливался нарушить его игрой на свирели, из боязни потревожить сон бога-покровителя. Когда горная тишина нарушалась отзвуками или криками, суеверие приписывало эти звуки П.: отсюда страх, который испытывает человек, слыша неизвестно откуда идущие звуки среди тишины, наз. паническим. Это представление выразилось в сказании о любви П. и нимфы Эхо. П. считался также богом зарождающегося света, при восходе солнца. К этому представлению относится также миф о любви его к Селене, которую он расположил к себе тем, что дал ей часть своих стад. Как бог, исполненный природного вдохновения, он был богом предсказателем; в Аркадии находился его оракул, жрицей которого была Эрато. Хорошо знакомый со всеми тропинками и дорогами своей страны, он считался богом-проводником (ένόδιος, πομπαΐος), как Аполлон и Гермес; он указывал путь на суше и на море, усмиряя морские волны звуками своей флейты. Ему были посвящены горы, пещеры, дубы и сосны, а также черепахи. Как бог, любивший уединение и свободную природу, П. не был городским божеством, и только по случайным поводам его почитали памятниками в городах. Так, в Афинах был посвящен ему грот на акрополь в память поражения персов, на которых будто П. навел (панический) ужас во время сражения. Позднее, вследствие оргиастических свойств его характера, культ его соединился с культом великой матери и Диониса. В Лидии П. был отождествлен с Марсием и считался учителем Олимпа. Как похотливый и задорный товарищ менад, нимф и гермафродитов, он, подобно сатирам, был олицетворением чувственной любви; поэтому в позднейшей литературе и искусстве он изображается как спутник Афродиты и соперник Эрота. Кроме П., индивидуального божества природы, были еще существа демонического характера, называвшиеся Πάνες или Πανίσκοι — род леших с козлиными бородами, мучивших людей в горах и лесах, а также посылавших тяжелые сны. Они жили среди стад и были товарищами сатиров. Ср. W. Gebhard, "Ueber den Pankult" (1872, "Gymn. Progr. v. Braunschweig"); P. Wetzel, "De Jove et Pane diis Arcadicis" (1873); F. Wieseler, "De Pane et Paniscis etc." (1875); Preller, "Griechische Mythologie" (1894, I т., стр. 738—747).
Н. О.
м. южн. зап. барин, боярин. Жили себе пан да панья, сказ. Он живет паном, хорошо, в достатке. Панок, полупан, небольшой.
Паны, в разн. русск. губ. ляхи и литва, переселенные в давние войны, в виде ссылки.
Панки, забытые потомки мордовских Князей, как мурзы у татар.
Панок, перм. вят. свинчатка, гвоздырь, бабка или козна, налитая свинцом, боек; в Словарь Академии ошибочно названный папок.
Кур. корытце для рубки в нем мяса? см. панка.
Панки мн. сиб., почти исчезнувшие лубочные картинки, богатырские, балагурные и все вообще, кроме духовных. Паныч, барченок; холостой барин; паненка, барышня, девица; пани(я), барыня. Панство, состоянье пана, барство. Пановать, панствовать, барствовать, жить барином. Панованье ср. панское житье. Панствуй и барствуй, до поры и времени. Панщина южн. панчизна зап. барщина, работа на помещика. Панщины не переработаешь. И на том свете будет панщина: станем под панов дрова подкладывать. Паново добро, барина; панское слово, барское. Панской товар, красный, аршинный, фабричные ткани. Панские ряды. Панские чулки, олон. вязанные на пяти прутках или спицах, для отличия от крестьянских, вязаных на одной.
Панской, твер. о вещи, щегольская, на барский лад сделанная; зап. южн. вообще барский. Не диво, что у пана жена хороша! Сегодня пан, а завтра пал (или завтра пропал). Дома пан, а в людях болван. Или пан, или пропал. Полон чан, так сам себе пан. Был и пан, да пропал. Не велик пан, перелезешь и сам. Богат Иван - богат и пан. Зажить бы паном - все придет даром! Лихо зажить паном - все пойдет даром! Пал пан на воду, сам не потонул и воды не помутил (лист с дерева). Все паны скинули кафтаны (жупаны), один пан не скинул кафтан? лиственные деревья и сосна.
в древнегреческой мифологии бог лесов и пастбищ, покровитель пастухов и охотников. Согласно мифам П.≈ весёлый бог, сопровождаемый нимфами, бродивший по горам и лесам, плясавший, игравший на свирели. Представлялся древним грекам внешне безобразным, покрытым волосами, с рогами, козлиными копытами, бородой и хвостом; вызывал ужас (отсюда выражение «панический страх»).
(греч.) — аркадский бог стад, лесов и рощ, сын Гермеса и нимфы Дриопы (варианты: Гермеса и Пенелопы, Зевса и Пенелопы). П. родился заросшим волосами, с рогами, с козлиными копытами, с кривым носом, с бородой и хвостом. Мать П., испуганная видом младенца, бросила его, но Гермес подобрал его и отнес на Олимп. Вид ребенка насмешил богов, он всем понравился и получил имя Пан, т. е. «понравившийся всем» (от греческого слова «всё»). По другой версии, это имя произошло от индоевропейского корня «паус» — «делать плодородным». Это соответствует назначению П. и сближает его с Дионисом, в свиту которого он входит вместе с сатирами и силенами. П.дочитался также как покровитель пастухов, охотников, пчеловодов и рыболовов. Считалось, что он бродит по горам и лесам, пляшет с нимфами, играет на изобретенной им свирели. С легендой об изобретении П. свирели связана история его любви к нимфе Сиринге. П. преследовал нимфу своей любовью, пока она не спряталась в реке и не превратилась в тростник, из которого П. вырезал свою свирель. От нимфы Эхо П. имел дочь Иингу, которую Гера превратила в птицу вертишейку. Считалось, что П. обладал даром прорицания и даже научил этому искусству Аполлона. По поверьям, П. не любит, когда его тревожат, и наводит на нарушителей своего покоя внезапный, беспричинный страх, охватывающий множество людей — «панический страх». Своим криком он может обращать в бегство воинов. Афиняне считали, что его появление помогло им победить при Марафоне и Саламине. П. была посвящена пещера на афинском Акрополе, и афинские граждане ежегодно устраивали торжественное факельное шествие в его честь. П. были посвящены каменный дуб и сосна, ему приносили в жертву коров, козлов, ягнят, мед, молоко, виноградное сусло. В Древнем Риме почитание П. слилось с культами местных божеств — Фавна и Сильвана. П. изображали в зверином облике, с козлиной головой и копытами, в окружении нимф и сатиров.