22 ноября 2024
450 тысяч слов
+44 за сегодня
Всё об этом слове:

Значения слова панславизм

все
Словарь Ушакова
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
Культурология. Словарь-справочник
Политическая наука: Словарь-справочник
Словарь социолингвистических терминов
Русская Философия. Энциклопедия

Словарь Ушакова

панславизм

панславизм, панславизма, мн. нет, муж. (ист.). Националистическое течение среди реакционной монархической буржуазии России и некоторых других славянских стран в 19 в. и в начале 20 в., стремившееся к объединению славянских государств с царской Россией во главе; см. пан....

Энциклопедический словарь

панславизм
  1. термин, введенный в 1840-х гг. австро-венгерскими националистическими деятелями для обозначения национально-освободительной борьбы славянских народов.
  2. Течение в российской общественной мысли 2-й пол. 19 в. Зародилось как реакция на поражение России в Крымской войне 1853-56. В основе - идея коренного отличия славянских народов от других народов Европы, вывод о необходимости союза славянских народов во главе с Россией (но без Польши, которая, по мнению панславистов, утратила славянский характер и тяготеет к "Западу"). Идеи панславизма развивали Н. Я. Данилевский, Н. Н. Страхов, А. И. Кошелев. Как политическое течение панславизм захватывал часть бюрократической и военной верхушки (граф Н. П. Игнатьев, кн. В. А. Черкасский, генералы М. Г. Черняев, М. Д. Скобелев, Р. А. Фадеев). В кон. 19 в. идеология панславизма переживала кризис и упадок, некоторое оживление - накануне 1-й мировой войны как реакция на усиление германской экспансии.

Словарь Ожегова

панславизм

ПАНСЛАВИЗМ, а, м. Идейно-политическое течение 19 нач. 20 в., отражающее стремление к политическому объединению и духовному единению славян.

| прил. панславистский, ая, ое и панславянский, ая, ое.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

панславизм

— см. Славянство.

Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

панславизм

   течение общественно-политической мысли в славянских странах, в основе которого лежит стремление объединить славянские народы для решения острых социально-политических проблем, возникающих в славянском регионе или его отдельных участках.

Культурология. Словарь-справочник

панславизм

идея объединения славянских народов под главенством русского царя в к. XVIII – нач. XX вв. Возник из стремления к независимости славян, порабощенных Турцией и Австро-Венгрией.

Политическая наука: Словарь-справочник

панславизм

1) термин, введенный в 1840-х гг. австро-венгерскими националистическими деятелями для обозначения национально-освободительной борьбы славянских народов;

2) течение в российской общественной мысли 2-й пол. 19 в. Зародилось как реакция на поражение России в Крымской войне 1853-56. В основе - идея коренного отличия славянских народов от других народов Европы, вывод о необходимости союза славянских народов во главе с Россией (но без Польши, которая, по мнению панславистов, утратила славянский характер и тяготеет к «Западу»). Идеи панславизма развивали Н.Я. Данилевский, Н.Н. Страхов, А.И. Кошелев. Как политическое течение панславизм захватывал часть бюрократической и военной верхушки (граф Н.П. Игнатьев, кн. В.А. Черкасский, генералы М.Г. Черняев, М.Д. Скобелев, Р.А. Фадеев). В кон. 19 в. идеология панславизма переживала кризис и упадок, некоторое оживление - накануне 1-й мировой войны как реакция на усиление германской экспансии.

Словарь социолингвистических терминов

панславизм

  Национальная идеология, сложившаяся в России как следствие поражения в Крымской войне (1853-1856), а также подавления Польского восстания (1863-1864). Она базируется на представлении о культурно-исторических типах народов, в частности, славянских, которые противопоставляются другим европейским народам. По теории П., надлежит сплотиться всем славянским народам, чтобы сохранить свои специфические черты. Как активная и действенная идеология П. перестал существовать после Октябрьской революции.

  ♦ пандвижения

  См. также: Пандвижения

Русская Философия. Энциклопедия

панславизм

   идея славянской культурно-политической взаимосвязи, находящая выражение в различных концепциях политической философии. Термин "П." был введен в нач. 40-х гг. XIX в. для обозначения "сепаратистских и прорусских" настроений и движений славян Австрийской империи, хотя как явление П. возник раньше и получил определенное теоретическое оформление у ряда славянских мыслителей, напр, в идее "славянской взаимности" словацкого ученого П. Й. Шафарика… В России предвосхищением этих идей послужила высказанная Кри-жаничем мысль, что "русское племя и имя есть всем остальным вершина и корень"; он же выдвинул проект распространения рус. языка как средства всеславянского общения. Как идейно-политическое течение, ставящее своей целью достижение всеславянского единения под эгидой одного из народов (в первую очередь рус. и польского) или в форме федерации, П. начал оформляться с кон. XVIII - нач. XIX в. В форме призыва к конфедеративному союзу всех славянских народов на началах демократизма П. был присущ Об-ву объединенных славян, возникшему в 1818 г. и организационно оформившемуся в 1823 г. В него входили рус. офицеры и польские шляхтичи, не чуждые идей масонства. Нек-рые положения относительно славянского единения на федеративных началах были восприняты в сер. 40-х гг. Кирилло-Мефодиевским братством, в к-рое входили представители разных славянских народов, и петрашевцами, но революционно-демократическое крыло П. сформировалось все же в Европе благодаря революционным инициативам М. А. Бакунина, поддерживаемым Герценом. В свою очередь Погодин в "Записках" обосновывал позиции доминирования Российской Империи в решении славянского вопроса, дав идее П. "консервативный" облик. "Консервативный" П. все более проникал в официальную идеологию, стимулируя соответствующий подход к решению т. наз. "вост. вопроса", что проявилось, напр., в Крымской войне. Оба варианта П. подверглись критике в произв. К. Маркса и Ф. Энгельса. "Консервативный вариант" они расценивали как выражение имперских устремлений рус. самодержавия, "демократический" - как апологию земледельческого производства и отсталости. Предпочтительнее им казалась линия на ассимиляцию славянства "передовыми народами", в первую очередь - немцами. В ст. "Демократический панславизм" (1849) Энгельс писал: "…кроме поляков, русских и, самое большее, турецких славян, ни один славянский народ не имеет будущего…" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 6. С. 294). Трактовки П. как орудия рус. абсолютизма придерживались мн. зап. социальные мыслители, что подчеркивал, напр., А. Н. Пыпин. "Под русским панславизмом западные писатели разумеют обыкновенно, принимаемое ими за несомненное, стремление России воспользоваться племенными влечениями славянских народов, слабых в отдельности, для установления своего влияния или господства над ними с тем, чтобы грозить потом Европе" (Пыпин А. П. Панславизм в прошлом и настоящем. С. 73). С его т. зр., П. не столько политическое течение, сколько "философско-историческое построение, которое никогда не было правительственной системой", между тем его сущность "злостного политического плана была принята как факт" (Там же. С. 171, 172). Определенные панславистские положения высказывались славянофилами, хотя их внешнеполитические ориентации не в полной мере совпадали с П. Более четко установки П. просматриваются в работах Цанилевского (прежде всего "Россия и Европа") и Ла-манского, а нек-рые трактовки "славянской идеи" в сугубо консервативном духе К. П. Леонтьевым и Победоносцевым вызывали отпор со стороны не только революционно-демократически ориентированных, но и либеральных кругов. Влияние этой идеи уже в форме неославизма проявилось в нач. XX в., особенно после Славянского съезда в Праге в 1908 г. Заметный вклад в его развитие внесли В. А. Бобринский, Милюков, П. Б. Струве. Они отказывались от опоры на монархическое начало в осуществлении П. и в то же время исходили из посылок европеизма в решении ряда проблем славянства. Хотя идеи П. и неославизма и входили в идеологическое обоснование позиции России в 1-й мировой войне, об-во (в отличие от 1877–1878 гг.) они не воодушевляли. Образование ряда славянских государств после 1918 г. можно было бы считать осуществлением "демократического варианта" П., если бы не противоречия между ними и не реванш идеи пангерманизма в форме национал-социализма. Соответственно Россия (СССР) вновь взяла на себя миссию освобождения и объединения славянских народов в годы 2-й мировой войны. Не исчезли импульсы к утверждению "славянской идеи" и в настоящее время.

   Л и т.: Аксаков И. С. Славянский вопрос, 1860–1882. М., 1886; Милюков П. Н. Разложение славянофильства: Данилевский. Леонтьев. Вл. Соловьев. М., 1893; Пыпин А. Н. Панславизм в прошлом и настоящем (1878). Спб., 1913; Славянский Ф. А. Великие славянские задачи. Харбин, 1919; Егоров Б. Ф. О национализме и панславизме славянофилов // Славянофильство и современность. Спб., \994; Kohn Н. Panslavism. It's History and Ideology. Notre Dame. Indiana, 1953; Petrovich M. B. The Emergence of Russian Panslavism, 1856–1870. N. Y., 1956.

   Э. Г. Лаврик

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc