(др.-греч. παραλơγίσμơς обман)
Непреднамеренная речевая ошибка.
Паралогизм
♦ Paralogisme
Невольно допущенная ошибка в умозаключении. Этим паралогизм отличается от софизма. Софизм сознательно вводит в заблуждение, паралогизм сам заблуждается. У Канта «паралогизмы чистого разума» являются диалектическими рассуждениями, относящимися к первой из трех «Идей разума» (душа, мир, Бог). Они суть иллюзии, в которые неизбежно впадает рациональная психология в своей претензии познать душу (как ноумен), тогда как мы не имеем о душе никакого опытного знания. Паралогизм в данном случае заключается в стремлении на основе чисто формального единства трансцендентального восприятия (единства «я мыслю») сделать вывод о его субстанциальном существовании в качестве субъекта (то есть души), о его простоте, личном характере и бессмертии. Это означает попытку обращаться с идеей как с объектом и совершить переход от мышления к существованию (аналогично онтологическому доказательству бытия Божия, которое столь же иллюзорно).
♦ (ENG paralogism)
рассуждение, противоречащее законам логики.
(греч. paralogismos), непреднамеренная логическая ошибка.
м.
Ложно построенное суждение в результате непреднамеренной логической ошибки.
— термин логический, обозначающий, по словоупотреблению Аристотеля (О софистических доказательствах, гл. I, § 1), всякое ложное доказательство, за исключением софистического, т. е. намеренного. Логика пор-рояльская употребляет паралогизм как синоним софизма. Почти общепринятое ныне значение термина П. установлено Кантом. Кант называет логическим П. ложное по форме умозаключение, независимо от того, истинно ли его содержание или нет. Трансцендентальным П. называется, по Канту, такое ложное умозаключение, которое имеет трансцендентальное основание; это ocнованиe находится в природе человеческого разума и ведет к неизбежной иллюзии, которая, однако, может быть устранена. Если разум принимает свои идеи за предметы сами в себе, то он неизбежно впадает в П. На таком П. покоится доказательство, приводимое рациональной психологией в пользу субстанциальности души: логический субъект в этом доказательстве принимает характер реальной субстанции. Впрочем, это словоупотребление не во всех логиках удержано, например Яков Бальмес (испанец) в своей логике называет П. умозаключение, ложное по содержанию, а софизмом — умозаключение ложное по форме.
Э. Р.