парик, парика муж. (от франц. perruque). Искусственный головной покров из чужих волос. Театральный парик. «Об ней, поправя свой парик, осведомляется старик.» Пушкин. «На этом господине парик, - подумал господин Голядкин: - а если снять этот парик, так будет голая голова.» Достоевский. Направлять парик (завивать; старин.). «И парик направляет наш же Фомка даром.» Фонвизин.
(нем., франц.) - накладные волосы, нашитые на основу, обычно матерчатую. Парики известны с древних времен. Их делали из волос, шерсти животных, шелковых нитей, веревок, волокон растений, окрашенных в различные тона Форма и размеры парика указывали на социальное положение их владельца. У фараона парики были большими, знатные вельможи иногда надевали несколько париков одновременно.
В Древнем Риме особенно ценились парики, изготовленные из светлых волос захваченных в плен тевтонов. Что касается окраски, римская знать предпочитала золотое напыление.
Существовало бесконечное количество вариантов париков, регламентированных по рангам и сословиям блюстителями моды и нравов. Культ прически достиг своей вершины во времена маркизы де Помпадур (1721-1764) и королевы Марии-Антуанетты (1755-1793).
Прически на париках менялись, стали делать завивку, но если в древние времена пряди наматывались на палочки, обмазывались грязью, которая, высохнув, отваливалась, то в 1872 г. француз Марсель Грато изобрел приспособление для завивки волос.
Парик «алонж» (от франц. «удлинять») - появился впервые во времена правления Людовика XIV (1638-1715): мужской парик из длинных волос, завитых в локоны, ниспадающие на плечи. До сих пор такой парик носят английские судьи.
Парик а-ля Кадене - в 17в. получил название по имени господина де Кадене, который, будучи в гостях у мадам де Морель, заснул прямо в гостиной. В это время дочери хозяйки тихо подкрались к нему и развлекались тем, что заплетали ленты в его локоны. Новая прическа привела в восторг хозяйку и ее гостей, господин де Кадене сделал вид, что так и было задумано специально, и стал автором моды, которая распространилась во Франции, Англии, Германии Голландии.
(Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)
(Пеа нохрит)
Еврейские религиозные женщины носят П. после замужества из соображений скромности, чтобы их собственные волосы не были открыты взорам окружающих. Невеста приходит к хуле* под вуалью, с отращенными волосами (Ктуббот XV). Раши* комментирует: "Волосы ее падают ей на плечи". Так принято было выводить на свадьбу невесту из родительского дома. Но замужние женщины покрывают головы. Замужней женщине запрещено появляться с непокрытой головой только при чужих людях, но в ее доме нет такого запрета, основанного на законе. Однако Талмуд* рассказывает о женщине, которая удостоилась увидеть семерых своих сыновей исполняющими должность первосвященника, и когда ее спросили, благодаря чему удостоилась она этого, сказала женщина: "Никогда не видели стены моего дома волос моих". На это заметили мудрецы, что многие женщины поступали так, но им это не помогло (Йома XLVII). Рамбам* отмечает, что если женщина проходит по базару с непокрытой головой, она преступает законы Моисея.
(греч.) дословно «присельник». Зависимый крестьянин в Византии. Парики появились в IX-Х веках и стали особенно многочисленными в поздней Византии. Как правило, не имели своей земли и жили во владениях динатов, землевладельческой знати, в монастырских и императорских имениях. За право обрабатывать землю они платили ренту.
(от франц. perruque), накладка из волос; в театре одно из выразительных средств грима.
ПАРИК, а, м. Накладка на голове, имитирующая волосы, причёску. Надеть, снять п. Клоун в парике.
| прил. париковый, ая, ое.
(франц.) — прическа из чужих волос, надеваемая на голову. Ношение П. восходит к глубокой древности и известно было уже в Египте, откуда перешло в Грецию. Первоначально он носился только женщинами, для скрытия плешивости, но затем стал входить во всеобщее употребление как украшение головы. Из Греции П. перешел в Рим; его носили имп. Домициан и Каракалла. П. встречались и у галлов, носивших calautum — круглую кожаную шапочку, к краям которой были пришиты ряды коротких, завитых волос. Галльские женщины носили galicolie — длинные П. Получая все большее распространение, П. к началу XVI века вошел во всеобщее употребление в Европе, несмотря на протесты со стороны духовенства, которое признавало его орудием дьявола. Так, Готфрид, apxиeпископ амьенский, совершая мессу в С.-Омере, потребовал, чтобы присутствовавшие при этом герцог Роберт Фландрский и его свита сбросили с себя П. Ко времени Людовика XIII явились два главнейших типа: французский и испанский П. Женщины носили преимущественно светлые П.; мужские имели длинные волосы, ниспадавшие двумя прядями. В век Людовика XIV ношение П. достигло наибольшего развития, причем явилось огромное количество типов, исключительно носившихся женщинами: front de fer, nids de pie, à la rhinocéros, à la cabriolet, à la jalousie и т. д. К этому времени входит в моду белый П., а так как длинные волосы этого цвета ценились крайне дорого, то явился обычай пудрить П. Законодателем мод на П. был Париж, где в это время печатались издания, посвященные изображениям и употребление П. В 1673 г. образовался первый цех парикмахеров. В 1757 г. употреблялось до 45 видов различных П. Во время революции на короткое время входят в употребление светлые П., но затем ношение П., перестает быть модой и к началу XIX ст. прекращается повсеместно. У нас П. был в употреблении в течение всего XVIII ст. В настоящее время П. называют накладку из волос, надеваемую для сокрытия плешивости. С гигиенической точки зрения ношение П. хотя и предохраняло голову от простуды, но необходимость закреплять его на голове вызывала приливы крови. У ортодоксальных евреев П. обязательны для замужних женщин, если они выходят с непокрытой головой.
П. ф.-B.