(от лат. persona – «лицо»)
произведение портретной живописи XVI-XVII вв., сочетающее приемы иконописи с реалистически образной трактовкой. Обычно выполняется в технике яичной темперы.
, ы, ж.
Произведение русской портретной живописи ХVI-XVII вв.
* ► На стенах, обитых золоченой кожей, висели парсуны, или - по-новому -портреты князей Голицыных. // А. Н. Толстой. Петр I //*. *
ПАРСУНА (искаженное "персона") – название произведений портретного жанра в России второй половины XVI–XVII вв. Светские портреты в ту эпоху были еще редки и лишь условно передавали портретное сходство, по стилистическим же особенностям были тесно связаны с иконописью: сохранялось плоскостное письмо и специфическая иконная узорность. Обычно парсуна выполнялась в технике яичной темперы. Некоторые ранние портреты петровского времени (портрет Якова Тургенева, Нарышкиной с детьми и др.) являются примерами переходного жанра – от парсуны к портрету.
(искажение слова "персона"), условное наименование произведений русской, белорусской и украинской портретной живописи кон. 16-17 вв., сочетающих приемы иконописи с реалистической образной трактовкой.
ж. устар.
Произведение русской станковой портретной живописи конца XVI в.-XVII в.