партитура, партитуры, жен. (итал. partitura) (муз.). Совокупность всех партий многоголосного музыкального произведения. Сложная партитура (см. партия в 6 знач.).
| Ноты всех партий такого произведения. Дирижировать по партитуре. Следить за исполнением оперы по партитуре.
(от ит. partitura — разделение, распределение) — система записи всех голосов музыкального произведения, предназначенного для исполнения ансамблем, оркестром или хором определенного состава. Принцип партитурной организаций записи — вертикальное расположение — дает возможность легко охватить направление движения всех голосов в их одновременном звучании.
(итал. partitura, букв. - разделение, распределение), нотная запись многоголосного музыкального произведения, в которой одна над другой даны в определенном порядке партии всех голосов. В партитуре для симфонического оркестра следуют партии инструментов (сверху вниз): деревянные духовые, медные духовые, ударные и струнные смычковые.
ПАРТИТУРА, ы, ж. (спец.). Совокупность всех партий многоголосного музыкального произведения, а также запись этих партий. П. оперы. Вокальная (хоровая) п.
| прил. партитурный, ая, ое.
(sparte, partitura, partizione, spartizione, spartito — итал., Partitur — нем., Partition — франц., score — англ.) — от итал. слова spartire — разделять. П. в музыке называется запись оркестрового сочинения, с точным обозначением сопоставленных отдельных партий всех инструментов. П. называется также всякая запись сочинения, состоящего из нескольких партий, напр. хоровая П., квартетная П. Распределение партий в П. весьма различно; самое рациональное — по группам, т. е. верхние нотоносцы страницы отводятся для группы духовых деревянных, в которой более высоким инструментам предназначаются верхние нотоносцы, а более низким — нижние, затем помещается группа медных духовых инструментов, затем ударных, после чего следуют добавочные инструменты: арфа, орган, фортепиано, металлофон и пр., затем вокальные партии и, наконец, группа струнных. Партии ударных инструментов без определенной звучности пишутся на нотоносце или на линейках, по одной на каждую партию. Нотоносцы, на которых помещаются партии флейт или фаготов и контрафагота, или тромбонов и тубы, или хора, или первой и второй скрипок, или виолончели и контрабаса, соединяются в начале акколадой. Рядом с итальянскими названиями в П. применяются и французские, немецкие, русские.
Н. С.
(итал. partitura, буквально ≈ разделение, распределение, от лат. partio ≈ разделяю, распределяю), совместная нотная запись всех голосов вокального, инструментального или вокально-инструментального сочинения, в которой партии голосов (инструментов) размещены построчно таким образом, что начало каждого такта и любых из его долей во всех партиях располагается точно друг над другом. П. позволяет легко охватить взглядом одновременно исполняемые звуки во всех партиях. Такая П. появилась в середине 16 в. в Италии; со временем она стала основной формой записи многоголосных музыкальных сочинений. Для исполнения выписываются (издаются) партии отдельных исполнителей, однако дирижёр (хормейстер) при разучивании и исполнении произведения всегда руководствуется его П. Постепенно установился определённый порядок расположения голосов в П. В вокальной (хоровой) П. голоса располагаются сверху вниз по мере понижения их тесситуры ≈ сопрано, альт, тенор, бас. В П. для симфонического оркестра партии инструментов располагаются по группам (сверху вниз): деревянные духовые, так называемые медные духовые, ударные, арфа (если она имеется), смычковые, а в каждой из групп ≈ по высоте звучания. Партии солирующих инструментов, вокальных голосов и хора помещаются между партиями арфы и смычковых инструментов.
И. А. Барсова.