(пандативы)
элементы купольной конструкции в форме сферического треугольника, обеспечивающие переход от квадратного в плане подкупольного пространства к окружности купола или его барабана. Для этого по сторонам квадрата возводятся арки, а промежутки между ними и куполом заполняются парусами.
полотнища или гибкие пластины для преобразования энергии ветра в энергию движения судна. Являются самым древним после шестов и весел движителем. Изготовляются из льняных, пеньковых, хлопчатобумажных тканей и других материалов. Различают паруса прямые и косые.
(пандативы)
1) Элементы купольной конструкции в форме сферического треугольника, обеспечивающие переход от квадратного в плане подкупольного пространства к окружности купола или его барабана. Для этого по сторонам квадрата возводятся арки, а промежутки между ними и куполом заполняются парусами.
2) Созвездие Южного полушария, в котором обнаружен пульсар PSR 0833 - 45.
— представляют собой поверхности, служащие для воспринятия давления ветра, "ели последний служит в качестве двигателя судна. Все приспособления, делаемые на судах для применения к нему ветра как движущей силы, составляют вооружение парусного судна. В состав вооружения входят: рангоут — все деревянные части (или все "деревья"), такелаж — все снасти (веревки) и П. (см. Корабль). Для удобнейшего ознакомления с рангоутом, такелажем и П. здесь рассмотрено вооружение парусного судна с так наз. фрегатской оснасткой (системой П. и снастей). Основную часть его рангоута составляют мачты: фок-мачта, трот-мачта, бизань-мачта и бушприт. Так как такелаж, части рангоута и П. сходны между собой на всех трех мачтах, то все одинаковые детали их имеют и одинаковые названия, с прибавлением спереди слов: фок (или фор), если предмет принадлежит фок-мачте; грот — если предмет у грот-мачты и бизань (или крюйс) у бизань-мачты [В частности слова фор- и крюйс, прибавляют к названию тех принадлежностей фок-мачты и бизань-мачты, которые расположены выше марса, включительно. См. ниже.]. Все мачты делаются составными, для удобнейшего обращения с ними. Нижние части их, прикрепляющиеся непосредственно к корпусу судна, носят названия мачт (в собственном смысле). Продолжение мачт составляют стеньги; к стеньге прикрепляется брам-стеньга, верхняя часть которой наз. бом-брам-стеньгой. Нижний конец каждого из этих деревьев имеет назв. шпора, верхний — топа. При соединении мачты со стеньгой имеется полукруглая площадка, называемая марсом, который положен на раму из двух продольных брусьев (лонгосалингов) и двух поперечных (краспиц). Под краспицами, для укрепления их, прикреплены к мачте толстые доски, наз. чиксами. При соединении стеньги с брам-стеньгой имеются только лонгосалинги и краспицы, составляющие салинг; у брам-стеньги, в том месте, где она переходит в бом-брам-стеньгу, ставится бом-салинг — круглый бугель (кольцо) с железными ветвями (рожками). Продолжение бушприта представляет утлегарь, к которому свою очередь прикрепляется бом-утлегар. Мачты укрепляются в надлежащем положении при помощи снастей, называемых стоячим такелажем, те снасти стоячего такелажа, которые удерживают мачты с передней стороны, носят название штагов, с прибавлением к этому названию названия дерева, которое они укрепляют: стень-штаг (от топа-стеньги), брам-штаг (от брам-стеньги), бом-брам-штаг [Ко всем этим названиям прибавляется еще название мачты, которую они поддерживают.] (от верхнего конца бом-брам-стеньги); нижние штаги получают в прибавление к своему названию только название мачт, напр. фока-штаг, грог-штаг, бизань-штаг. Штаги соединяют также и мачты между собой, так как идут, напр., от марса одной мачты к салингу другой, от салинга одной к бом-салингу другой и т. д., а также и бушприт с мачтами (см. ф. 1 т. I). Бушприт, в свою очередь, укрепляется снизу ватер-штагами (от конца бушприта к корпусу судна), утлегарь-штагами (от конца утлегаря) и бом утлегарь-штагами (от конца бом-утлегаря). Для укрепления с боков служат бушприт-бакштаги (ватер-бакштаги, утлегарь-бакштаги и бом-утлегарь-бакштаги —от тех же мест, где прикрепляются ватер-штаги, утлегарь-штаги и т. д. к борту судна), у мачт — ванты. Последние носят названия: нижних вант [Для noлучения названия нижних вант по названию мачты, заменяют слово нижний соответствующим названием мачты — фок, грот, бизань, напр. нижние ванты фок-мачты = фок-ванты.], идущих от марса к борту; стен-ванты от салинга к марсу и брам-ванты, от бом-салинга к салингу. Для укрепления мачты с задней стороны служат фордуны, идущие от салинга (стен-фордуны); бом-салинга (брам-фордуны), и от верхней части бом-брам-стеньги (бом-брам-фордуны) к борту, позади нижних вант. Последние также служат для противодействия перегибу вперед мачты, для чего все прикрепляются к борту позади мачты (см. фиг. I). Для вытягивания стоячего такелажа — вант и фордунов — пользуются юферсами с талрепом (см. фиг. 3) — родом упрощенных талей, без блоков, где снасть лишь скользит по желобкам в деревянных или чугунных юферсах. При проволочном стоячем такелаже употребляют винтовые талрепа (см. фиг. 3), Нижний юферс или нижнюю часть винтового талрепа прикрепляют к железным планкам по борту судна, наз. вант-путинсами.
П. на судах разделяются на прямые и косые. Когда судно в покое, первые располагаются поперек корабля, вторые в диаметральной плоскости. все снасти, необходимые для обращения с ними, составляют бегучий такелаж. Прямые П. растягиваются по реям, деревьям, подвешенным к мачтам за середину. Реи имеют названия: нижний рей [У фок-мачты — фока-рей, грот-мачты — грота-рей, бизань-мачты — бегин-рей], марса-рей, брам-рей и бом-брам-рей. Такелаж реев следующий: нижний рей не изменяет свое положение по высоте относительно мачты и подвешен к последней на короткой цепи (цепной борг); марса-рей подвешивается на марса-фал; брам-рей и бом-брам-рей на брам-горденях и бом-брам-горденях. Середина реев придерживается к мачте при помощи бейфутов. Концы реев поддерживаются в горизонтальном положении при помощи топенантов (марса-топенант, брам-топенант и бом-брам-топенант). Для поворачивания реев в стороны служат брасы (нижние брасы, марса-брасы, брам-брасы и т. п.). Из косых П. часть растягивается по гафелям — наклонным деревьям, упирающимся нижним концом в мачту. Гафель имеет следующий такелаж: бейфут для соединения с мачтой; гафель-гардель для подъема нижнего конца гафеля (ближайшего к мачте); дирик-фал — для подъема верхнего конца гафеля; эринс-бакштаги, закрепленные к ноку (концу) гафеля и служащие для поворачивания его. У бизань-мачты парус, прикрепленный сверху к гафелю, имеет снизу другое дерево (ввиду того, что парус выходит за пределы борта), наз. гиком. Гик прихватывается к мачте бейфутом; другой конец поддерживается гик-топенантами. Для растягивания паруса вниз, гик снабжается гика-шкотом; для поворачивания — гика-брасами. Прямые П. имеют следующие названия: прикрепленные к фока-рею и грот-рею — нижние П. — фок и грот (на бизань-мачте нет нижнего паруса). К марса-реям прикрепляются марселя (фор-марсель, грот-марсель и крюйсель); к брам-реям брамселя, к бом-брам-реям — бом-брамселя. Из косых П., прикрепленные к гафелям называются триселями (фор-трисель, грот-трисель и бизань). П., протягиваемые между мачтами, наз. стакселями. Из них перед фок-мачтой имеются: бом-кливер, кливер, фор-стеньга-стаксель и фока-стаксель. Между фок-мачтой и грот-мачтой: грот-стеньга-стаксель и грот-брам-стаксель. Первые П. имеют треугольную форму, последние трапецеидальную. Кроме этих П. на корабли ставятся в помощь прямым П. на фок-мачте и грот-мачте — лиселя — П., присоединяемые сбоку к нижним П., марселям и брамселям. Они носят названия: ундер-лиселя, марса-лиселя и брам-лиселя. Они прикрепляются к рейкам, выстреливаемым (выдвигаемым) на реях; нижний край ундер-лиселя прикрепляется к выстрелу (шесту), прикрепленному на шарнире к борту.
П. шьются из парусины, которая бывает восьми №№, по толщине; самый тонкий № 8, самый толстый № 1. № парусины, применяемой к шитью П., зависит от величины судна; кроме того, на каждом судне нижние П. делаются из более толстой парусины, чем верхние. Парусина изготовляется полотнищами, шириной 24 дм., которые сшиваются при изготовлении П. так, чтобы образовать вертикальные швы. Кромки П. обшиваются шнуром, назыв. ликтросом, обшитые кромки назыв. шкаторинами. Углы П. имеют различные названия, смотря по тем снастям, которые закладываются (закрепляются) в них. У прямых углов верхние углы назыв. нок-бензельными (т. е. прикрепляющееся при помощи бензеля — особой снастью), нижние углы шкотовыми (шкотом назыв. снасть, растягивающая у П. подветренную сторону; у прямых П. — кроме нижних — имеются у обоих нижних углов шкоты, прикрепляющие их к нокам [концам] нижележащих рей). У гафельных П. углы называются: шкотовый, галсовый (галс — снасть, растягивающая наветренную сторону П.; имеется у прямых парусов лишь у нижних, где тянется от нижнего угла П. по направлению к носу судна — противоположному направлению шкота), нок-бензельный (у нока гафеля), верхний галсовый (у нижнего конца гафеля). У кливеров и стакселей углы называются: фаловый (фал стакселя или кливера — снасть, подымающая эти П. вверх; нирал — прикрепляющийся к тому же углу — тянет его вниз, при опускании П.), галсовый и шкотовый (у стакселей, кливеров и триселей в шкотовые углы закладывают два шкота, по одному для каждого борта). Для уменьшения площади П. (нижних, марселей и триселей; при свежем ветре и т. п.) берутся у парусов рифы. Для этой цели на П., параллельно нижней шкаторине, располагают несколько рядов коротких веревочек, продетых на обе стороны П. и называемых риф-сезнями. У концов каждого ряда имеется более крепкая снасть, наз. штык-болт. Для взятия рифов отпускают рей, притягивают к нему сперва обе боковые шкаторины П. для закрепления штык-болта, затем охватывают при помощи риф-сезней рей, захватив таким образом часть П. между рядом риф-сезней и реем. У прямых парусов риф-сезни находятся на верхней части П., у косых — на нижней. Так как взятие рифов представляет собой действие очень трудное и требующее многочисленной команды, то были придумываемы различные способы облегчения этого дела. Так как труднее всего брать рифы на марселях, как вследствие большой их площади, так и вследствие высокого положения их на мачте, то иногда делают вместо одного два марселя (по высоте, см. Парусные суда). Такие марсели (площадь каждого 1/2 площади обыкновенного) имеют название разрезных марселей. По другому способу, рифы берутся с помощью наворачивания П. на рею (или на гик — у триселей). Такие П., с вращающимися реями, наз. П. Каннингама, по имени изобретателя. При шторме (см. Парусность) обыкновенные П. переменяются на штормовые П., значительно меньшего размера и шитые из самой прочной и толстой парусины. В тех местах, где П. необходимо придать особую крепость или где он трется о какую-нибудь снасть, у него делаются нашивки, большей частью с изнанки (т. е. стороны, противоположной той, на которую действует ветер). Нашивки нанизываются бантами, если пришиты поперек полотнищ, напр. риф-банты (фиг. 4), служащие для укрепления П. на месте риф-сезней, и боутами, если нашиты вдоль полотнища или вкось относительно ее. См. табл. I и II.
ПАРУСА И ПАРУСНЫЕ СУДА I. 1. Рангоут и стоячий такелаж фрегата. 1. Бушприт. 2.Утлегарь. 3. Бом-утлегарь. 4. Фок-мачта. 5. Фор-стеньга. 6. Фор-брам-стеньга. 7. Грот-мачта. 8. Грот-стеньга. 9. Грот-брам-стеньга. 10. Бизань-мачта. 11. Крюйс-стеньга. 12. Крюйс-брам-стеньга. A. Фока-рей. B. Фор-марса-рей. C. Фор-брам-рей. D. Фор-бом-брам-рей. E. Фор-трисель-гафель. F. Грота-рей. G. Грот-марса-рей. H. Грот-брам-рей. J. Грот-бом-брам-рей. K. Грот-трисель-гафель. L. Бегин-рей. M. Крюйсель-рей. N. Крюйс-брам-рей. O. Крюйс-бом-брам-рей. P. Бизань-гафель. R. Гик. а. Ватер-штаги. b, b, b" — ватер-бакштаги, утлегарь-б. и бом-утлегарь-б. e, d — утлегарь-штаги и бом-утлегарь-штаги. f, f', f", f — фока-штаг, фор-стень-ш., фор-брам-ш. и фор-бом-брам-ш. g, g', g", g'" — грота-штаг, грот-стень-ш., грот-брам-ш., грот-бом-брам-ш. h, h', h", h'" — бизань-штаг-крюйс-стень-ш., крюйс-брам-ш., крюйс-бом-брам-ш. i, i', i" — фок-ванты, фор-стень-в., фор-брам-в. k, k', k" — грота-ванты, грот-стень-в., грот-брам-в. l, l', l" — бизань-ванты, крюйс-стень-в., крюйс-брам-в. m, n, o — фордуны.
2. Схема парусов на фрегате. А) Между бушпритом и фок-мачтой. 1. Бом-кливер. 2. Кливер. 3. Фор-стеньга-стаксель. 4. Фока-стаксель. Б) На фок-мачте. 1. Фок. 2. Фор-марсель. 3. Фор-брамсель. 4. Фор-бом-брамсель. 5. Фор-трисель. В) На грот-мачте. 1. Грот. 2. Грот-марсель. 3. Грот-брамсель. 4. Грот-бом-брамсель. 5. Грот-трисель. Г) На бизань-мачте. 1. Бизань. 2. Крюйсель. 3. Крюйс-брамсель. 4. Крюйс-бом-брамсель. Грот-стеньга-стаксель и грота-стаксель не показаны (не всегда употребляются).
3. Юферсы и талрепа. А) d d — юферсы; с — талреп (трос) проведенный попеременно через верхний и нижний юферсы; b — вантина (название каждого отдельного троса вант); а — вант-путинс. В) простейший вид винтового телрена: два стержня (с нарезкой в противоположные стороны, соединенные стяжкой).
4. Крюйсель. I. Риф-банты; с них свешиваются риф-сезни. II. Средний бант. III. Нижний бант. IV. Стоплат (на месте, где марсель прикасается к марсу). V. Бык-гордень-боуты (бык-гордень — снасть, поднимающая нижнюю часть паруса, закрепляется у а и b; у нижних парусов имеются еще нок-горденя, поднимающие боковые шкаторины). VI. Боковые боуты. VII. Риф-боут (с — место, где закладывают риф тали, для подтягивания паруса при взятии рифов); d — шкотовые углы — место закрепления шкотов (растягивающих парус) и гитовов — поднимающих его вверх; е љ места закрепления стастей, наз. булинями — растягивающими боковые шкаторины паруса.
5. Главные типы мореходных парусных судов. A. Барк; с разрыми марселями; на бизань мачте снизу бизань, сверху треугольный топсель. B. Бриг с обыкновенными марселями; то же вооружение, что у барка, но без бизань мачты. C. Шхуна двухмачтовая, на носу — бок кливер, и кливер на фок мачте и грот мачте; снизу — фок и грот (косые), сверху — топселя рейковые. D. Шхуна двухмачтовая с марселем и брамселем на фок мачте; треугольный топсель на бизань мачте. E. Шхуна трехмачтовая. F. Шхуна-бриг. G. Тендер; треугольные паруса: кливер и фок-стаксель; на мачте: грот и рейковый топсель.
ПАРУСА И ПАРУСНЫЕ СУДА II. Грот-мачта с полным вооружением. I. Мачта. II. Топ. III. Чиксы. IV. Лонгосалинги. V. Краспицы. VI. Марс. VII. Стеньга. VIII. Эзельгофт (обойма с двумя отверстиями, для соединения частей мачт). IX. Топ-стеньги. X. Брам-стеньга. XI. Эзельгофт-брам-стеньги. XII. Лисель-спирты. XIII. Гафель. A. Нижний парус. B. Марсель. C. Брамсель. D. Бом-брамсель. E. Стаксель. F. Трисель. G. Лисель. J. Юферсы. Р. Вант-путинсы. а. Штаг (грота-штаг). a'. Стень-штаг. а". Брам-стень-штаг. a'". Бом-брам-стеньшаг. b. Ванты. b'b". Стень-ванты. c'. Фордуны. c". Брам-фордуны. c'". Бом-брам-фордуны. dd'd"d'". Топенанты. ee'e"e'". Брасы. f. Перты (снасти, на которые становятся люди, убирающие паруса, берущие рифы и т. п.). g. Линии риф-сезней. 1. Рей (грота-рей). 2. Марса-рей. 3. Брам-рей. 4. Бом-брам-рей.
Ср. Такелажное дело. Рангоут, Парусность и Парусные суда. Подробности о парусах см. — Посьет, "Вооружение военных судов"; В. Петрушевский, "Курс морского дела для учебного корабля" (1891); П. Федорович 3, "Морская практика" (1872, ч. I и II); Березин, "Походная книжка воспитанников Морского Училища" (1868); Nares, "Seamanship" (Портсмут 1 8 86); "Manuel du Manoeuvrier" (П., 1890). Об управлении парусами — см. Практика морская.
Паруса сквозные — П. с отверстиями для прохода воздуха. Всеобщее внимание возбудили в 1896 г. при посещении Филадельфийского порта итальянским парусным судном "Salvatore Accame", обладавшего подобными парусами. Впервые предложены были еще в 1848 г. капитаном итальянского коммерческого флота Гектором Вазалло. Когда он снабдил один из кораблей подобными парусами, то достиг скорости в 9,5 узла [Узел = морская миля = 1,75 версты.] вместо 7,5, получавшихся ранее при том же ветре. Выгода является вследствие того, что давление ветра на единицу площади П. становится больше, если П. имеет посередине отверстие для прохода воздуха (тот же принцип применяется иногда у рулей; см. Руль). По соображениям Вазалло, в прямых парусах ледует делать внизу по два отверстия, диаметром от 8 до 12 дм., на расстоянии 5— 8 фут; от углов; для косых парусов достаточно одно отверстие. Сквозные П. в настоящее время применяются на многих германских, английских, испанских и итальянских коммерческих судах и яхтах.
См. "Revista de Navegaci ò n у Commercio" (1896); "Морской Сборник" (1897, № 1).
Р. Л—н.