(греч. Parthenon, от parthenos - дева), храм богини Афины Парфенос в Афинах. Величайший памятник древнегреческого искусства. Построен на Акрополе в 447-438 до н. э. Иктином и Калликратом; скульптурная отделка велась под руководством Фидия, окончена в 432 до н. э. Парфенон представляет собой мраморный дорический периптер (30,89 м Х 69,54 м; число колонн 8 Х 17, их высота 10,43 м); в его наосе, окруженном с трёх сторон двухъярусной колоннадой, находилась хрисоэлефантинная статуя Афины работы Фидия. С запада к наосу примыкала сокровищница, где хранилась казна Афинского морского союза. Фриз фасада был украшен метопами с изображениями кентавромахии, амазономахии и гигантомахии, фронтоны - скульптурными композициями (тема восточного фронтона - миф о рождении Афины, западного - спор Афины и Посейдона из-за господства над Аттикой), а вокруг целлы шёл зофор, изображающий шествие во время праздника Панафиней. Парфенон отличался исключительной соразмерностью частей, синтезом дорического и ионического ордеров, ясной величественностью и глубокой человечностью архитектурных и скульптурных образов. Парфенон подвергся разрушению в 1687 при осаде Акрополя венецианцами во время войны с турками. В 1801-1803 большая часть скульптуры Парфенона была вывезена в Великобританию и в 1816 помещена в Британский музей в Лондоне.
(от греч. parthenos - дева)
храм богини Афины Парфенос (Девы) на Акрополе; построен в 447 - 438 гг. до н.э. архитекторами Иктином и Калликратом. П. представлял собой дорийский периптер (прямоугольник) с 8 колоннами в ширину и 17 - в длину; был изготовлен из пентеликонского мрамора. Внутреннее помещение состояло из двух частей: в восточной находилась статуя Афины, в западной было помещение для девушек, которые ткали для статуи богини пеплос. П. славился своим внешним декором, исполненным Фидием и его учениками. Как центр культа богини Афины храм просуществовал вплоть до конца античной эпохи; в V в. н.э. стал христианским храмом, в XV - мечетью; разрушен в 1687 г. во время осады Афин венецианским войском.
Боунов Н.И. Памятники афинского акрополя: Парфенон и Эрехтейон. М., 1973; Соколов Г.И. Акрополь в Афинах. М., 1968.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Парфенос - прозвище Афины, как богини-девственницы. Храм сооружен во время правления Перикла. Архитекторами Парфенона были Калликтрат и Иктин. О скульптурах, украшающих Парфенон, см. Элджинские мраморы и Фидий. В более позднее время в Парфеноне хранилась государственная казна. В 5 в. Парфенон стал христианской церковью Св. Марии, а в 15 в. - турецкой мечетью. В 1687 при осаде Афин венецианцами сильно поврежден.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
храм Афины-Дезы (Парфенос) на афинском Акрополе, шедевр гр. иск-ва классики. Построен на месте неоконч. «Предпарфенона», по инициативе Перикла и общему замыслу Фидия, при участии архитекторов Иктина и Калликрата. Начат в 447, освящен в 438 до н. э. Возводился как гл. здание Афин и представлял собой не только храм, но и хранилище гос. казны, монумент победы греков в войне с персами, памятник славы и величия афинского гос-ва. Сооружен на верх, площадке Акрополя, виден с любой точки города и с о-вов Саламин и Эгина. Зап. сторона П., вместе с входной стеной Акрополя, обращена к холму Пникс, где проводились нар. собрания. На площадке Акрополя храм развернут в три четверти - в ракурсе, дающем возможность охватить взглядом все здание. В структуре П. очевидно стремление к созданию всеэллинского стиля, подчеркивающего значимость Афин. П. выстроен из пентелийского мрамора как дорич. периптер, но с элементами ионич. ордера (8 вместо 6 колонн по торцам, 17 - по бокам, ионийский фриз по наосу, два ордера в интерьере). План его сложнее обычного: за наосом был еще зал, отделенный от него стеной и сообщавшийся с опистодомом, - собств. Парфенон, «девичий чертог». Здесь хран. казна и архив. Наос был трехнефным, по трем сторонам его шла двухъярусная колоннада, на фоне к-рой, за бассейном, стояла хрисоэлефантинная статуя богини. Алтарь ее находился вне храма, у вост. входа. В раскрытии идейного замысла П., помимо его пространственного построения и структуры, огромную роль играл скульпт. декор, также задуманный Фидием. Оба фронтона посвящались Афине: вост., главный, представлял сцену ее рождения - событие космической важности, появление нового божества; зап. изображал спор Афины и Посейдона, имеющий значение и для полиса, и для Греции, к-рую Афины спасли и прославляют. Темы метоп дорич. фриза разделены по сторонам здания: вост. - борьба богов с гигантами, сев. - взятие Трои, зап. - греки и амазонки, южный - борьба лапифов с кентаврами. По верху стен наоса проходит ионич. фриз, представляющий процессию во время великого праздника Панафиней. Она начинается на сев. стене и завершается на вост., где изображена кульминация праздника - принесение Афине гл. дара - ее нового одеяния, пеплоса. П. оказался исключительно прочной постройкой. Обращенный снач. в христианский храм, потом в мечеть, он стоял до к. XVII в.; был разрушен взрывом порохового склада. В Нов. вр. в П. дважды производились реставрационные работы. Его детали и фр-ты скульпт. декора находятся в различных музеях мира.
Е.А.С.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)
греческое понятие, обозначавшее мраморный храм девы Афины на акрополе в Афинах, построенный в 448–438 гг. до н. э. на месте разрушенного в Персидскую войну древнего храма Афин (в переводе с греческого языка - «храм девы»). Знаменитая статуя Афины с Никой на правой руке была изготовлена самим Фидием, а остальные скульптурные украшения были сделаны его учениками. Лорд Эльджин приказал в 1803–1812 гг. доставить основные греческие скульптуры в Англию и продал в 1816 г. Британскому музею.
храм Афины Парфенос на Акрополе в Афинах, памятник древнегреческой высокой классики. Мраморный дорический периптер с ионическим скульптурным фризом (447-438 до н. э., архитекторы Иктин и Калликрат) замечателен величественной красотой форм и пропорций. Статуи фронтонов, рельефы метоп и фриза (окончены в 432 до н. э.) созданы под руководством Фидия. Разрушен в 1687; частично восстановлен.
— главный храм в древних Афинах, посвященный покровительнице этого города и всей Аттики, богине Афине-Девственнице (παρθνεος). Он красовался на самом высоком пункте афинского акрополя, там, где перед тем стоял не вполне достроенный храм той же богини, заложенный еще до нашествия персов, вероятно, при Пизистрате, и разрушенный во время опустошения города Ксерксом. По окончании персидских войн, в правление Перикла, было приступлено к сооружению, на месте прежнего святилища, нового, более обширного и роскошного храма, причем пущено в ход искусство лучших из тогдашних художников и употреблены огромные денежные средства. Строителями П. называют Иктина и Калликрата; первому, по-видимому, принадлежал проект этого здания, а второй заведовал производством строительных работ. Великий скульптор Фидий и сам Перикл наблюдали за постройкой, продолжавшейся около десяти лет, с 448 по 438 г. до Р. Хр.
Фиг. 1. Внешний вид афинского Парфенона.
На прямоугольной платформе (в 68,4 м длины и в 30,38 м ширины), сложенной из пирейского камня и на которую можно было со всех сторон подниматься по трем ступеням, высился построенный из пентелийского мрамора величественный периптер дорического стиля с восемью каннелированными колоннами в каждом коротком фасе и с семнадцатью в каждом длинном (см. фиг. 1 и 2).
Фиг. 2. План Парфенона.
Вышиной эти колонны были в 11 м, диаметр их разреза в нижнем конце равнялся 1,8 м. Окруженный этой колоннадой (А), сам корпус храма был амфипростильный, т. е. имеющий с каждой короткой, восточной и западной, стороны по портику о шести колоннах меньшей величины: в восточном портике (В), составлявшем пропаос, находился вход во святилище; западный портик (Е) служил задними сенями, так наз. постикумом. Оба портика были загорожены железными вызолоченными решетками, устроенными между колоннами. Внутренность храма состояла из двух частей: из так наз. целлы (С), длиной в 100 фт. (отсюда — другое название П., Гекатомпедон, т. е. стофутный храм), и из заднего, менее обширного помещения, или описфодома (D). Два ряда колонн разделяли целлу на три нефа: на средний, широкий, и на два боковых, более узких. Над архитравом этих колонн стояли другие колонны меньшего размера, подпиравшие сложенную из мраморных плит крышу и устроенную в ней гипефру над срединой главного нефа. В глубине этого последнего, под сенью горизонтального потолка красовалась колоссальная статуя Афины. одно из великолепнейших произведений Фидия. Богиня была представлена стоящей в простой, но величественной позе, в панцире, с эгидой на груди. У ног ее, на базе, находился щит, слегка прислоненный к левой ноге; на нем покоилась левая рука богини, придерживавшая копье. На ладони правой руки стояла фигура Победы, величиной в человеческий рост, державшая лавровый венок. Высокий шлем Афины был украшен в середине изваянием сфинкса, а по бокам фигурами грифов. Вокруг копья, внизу, обвивалась змея — эмблема мудрости. На внутренней стороне щита была изображена рельефом гигантомахия, а на внешней — битва амазонок. Даже края одежды и сандалии богини были украшены изображениями битвы кентавров с лапифами. Вся статуя была вышиной в 26 локтей и исполнена на деревянной основе из чистого золота и слоновой кости, так что из последней были вырезаны тельные части, все же остальные части были золотые. Описфедом храма, лежавший позади целлы, представлял собой помещение, сообщавшееся с ее боковыми нефами посредством двух небольших дверей; большая дверь вела из него в задний наружный портик; потолок этого помещения поддерживала четыре колонны. Здесь хранились храмовые драгоценности и утварь, равно как и государственная казна и важные общественные документы. Великолепные скульптурные работы, исполненные Фидием н учениками этого мастера под его руководством, украшали различные части здания. Тимпаны обоих фронтонов были заняты группами, изображавшими, на восточном фронтоне — рождение Афины из головы Зевса, а на западном — спор Афины с Посейдоном из-за обладания Аттикой. На архитраве всего перистиля висели золотые щиты; метопы фриза, в числе 92, были заняты мраморными плитами с горельефными изображениями сцен борьбы кентавров с лапифами, гигантомахии, битв амазонок и эпизодов Троянской войны. Внешние стены целлы и описфодома украшал барельефный фриз работы самого Фидия, изображавший торжественную — в присутствии богов — процессию последнего дня панафинейского праздника, в которой относился в акрополь драгоценный пеплос, изготовленный для подарка Афине искуснейшими девушками Аттики. По своей величине, по гармоничной стройности архитектонических линий, по благородству целого, П. представлял собой самое блестящее из произведений аттическо-дорического зодчества. Его красоту и живописность возвещала разноцветная, но не режущая глаз, окраска различных его частей. От всего великолепия П. дошли до нас только жалкие, обезображенные остатки. Со времени завоевания Греции римлянами не происходило в истории этой страны ни одного переворота, который не отражался бы печальным образом на судьбе этого сооружения. Сначала завоеватели увезли к себе его лучшие украшения; потом христианство, восторжествовав над язычеством, лишило храм всего того, что было противно новой религии. Святилище Девы-Афины превратилось в церковь Приснодевы Марии, но и это не уберегло его oт дальнейших несчастий. Нашествия славян, крестоносцев и турок, устроивших в П. мечеть, и наконец осада акрополя венецианцами, в 1687 г., страшно изувечили создание Иктина и Калликрата; венецианская бомба, попав через мраморную крышу внутрь здания, где хранился тогда запас пороха, произвела взрыв этого последнего, разорвала П. по длине на две части и обратила его в полуразвалины, из которых местные жители стали таскать камни для выжигания из них извести. Варварское отношение к П. прекратилось только в текущем столетии, по образовании греческого королевства. Но еще до этой поры многие из тех скульптурных украшений храма, которые более или менее уцелели, были уже увезены на З Европы. В настоящее время, из 5 не погибших, хотя и искалеченных метопов, только некоторые остаются на своих местах: 16 метопов южного фасада находятся в Британском музее, в Лондоне, один метоп — в Луврском музее и один — в новоустроенном Акропольском музее, в Афинах; остатки свалившихся и разбитых фронтонных групп перешли, главным образом, в Британский музей, где красуется также целая треть фриза, опоясывавшего целлу. Что касается до колоссальной статуи Афины, стоявшей в целле, то в конце III стол. до Р. Хр. тиран Лахарий похитил часть ее драгоценных украшений, но она продолжала находиться в храме до конца IV в. нашей эры; последнее имеющееся известие о ней относится к 375 г.; вероятно, вскоре после того она была уничтожена, как бывший предмет языческого культа, гнусный для христиан.
Ср. Michaelis, "Der Parthenon" (Лпц., 1871), и Dohrfeld, "Uutersuchungen am Parthenon" (в "M ittheilungen d. Archä ol. Instituts aus Athen", т. VI, 1881).
А. С—в.