парфюмерия, парфюмерии, мн. нет, жен. (франц. parfumerie).
1. собир. Ароматические и косметические товары. Торговля парфюмерией. Производство парфюмерии.
2. Производство этих товаров.
3. Магазин, где эти товары продаются (разг.).
Латинское – fumo (дымить, окуривать).
В русский язык слово «парфюмерия» пришло в начале XVIII в.
Итальянцы называли «парфюмом» благовоние, которое использовалось при окуривании помещений для избавления их от злых духов, т.е. в ритуальных целях. Во Франции слово «парфюм» использовалось в значении «благоухание», «духи». Слово «парфюмерия» было заимствовано из французского.
Производные: парфюмер, парфюмерный.
(франц. < итал.) - ароматические вещества бытового назначения: духи - спиртовые и спиртоводные растворы ароматических веществ, применяющиеся для ароматизации кожи, волос, одежды и пр.; одеколон (франц., букв. «кельнская вода») - спиртоводные растворы ароматических веществ, использующиеся как освежающее, гигиеническое и ароматическое средство; туалетная вода, саше, душистое мыло и т.п.
Изготовление парфюмерных изделий обычно сочетается с производством косметики. Благовонные масла и мази применяли уже в глубокой древности. В египетских гробницах были обнаружены богато украшенные сосуды с различными благовониями, розовым маслом, мазями, маслами, содержащими мускус. Евреи пользовались благовонными мазями и курениями, приготовляли благовонные масла из корицы, мирры, кассия для умащения тела. Особым расположением у них пользовались цветы кустарника алканны.
Женщины Ассирии натирали тело благовониями. Греки, вначале пользовавшиеся для этих целей оливковым маслом или овечьим жиром, стали добавлять к ним пахучие вещества; такие масла превратились очень скоро в предмет роскоши, и пользовалась ими, в основном, знать: твердыми веществами и мазями - для втираний, жидкими - как духами.
Уже в Древней Греции для ароматизации постели и одежды применяли пудру из тертых подсушенных пахучих цветов.
Из Греции парфюмерно-косметические средства добрались до Рима.
Славилась своими благовониями Мавритания (Марокко). Согласно легенде в 12 в. при строительстве башни Кутубия в Марракеше было использовано 960 бочек благовоний: их добавляли в глину и раствор штукатурки. И по сей день можно ощутить тонкий аромат, размяв в руках комок земли у башни.
В эпоху крестовых походов (11-13 вв.) крестоносцы познакомили Европу с аравийскими косметическими средствами и привезли способ изготовления розовой воды.
В средние века появились специальные капсулы сферической формы с филигранными стенками, из золота и серебра, в которых хранили мускус, драгоценное по тем временам ароматическое средство. Эти так называемые «мускусные яблоки» носили обычно на поясе, рядом с футляром для иголок и пр.
В 16 в. на смену им приходят изящно отделанные капсулы с амброй, которая обходилась дешевле мускуса.
Свое дальнейшее развитие парфюмерия (и косметика) получила во Франции в 17-18 вв. Начиная с этого времени Франция диктовала всей Европе свои вкусы в отношении магических снадобий, так как колдунами и чародеями считались те кто составлял рецепты молодости, красоты и здоровья. Рецепты приготовления духов обычно держались в тайне, и химики-парфюмеры не трудились о передаче их потомству.
С появлением духов начали делать и флакончики для них, причем рассматривали эти сосуды, подобно капсулам, не только как необходимый парфюмерный аксессуар, но и как украшение; поэтому создавали их в соответствии с художественными вкусами данной эпохи. Так, например, в конце 18 - начале 19 вв. изготавливали флакончики, украшенные драгоценными камнями и эмалью, которые можно было носить на поясе или на шейной цепочке.
В отличие от Франции, в богобоязненных Англии и Голландии 17-18 вв. было запрещено пользоваться и косметическими средствами, и духами. В Московской же Руси «всякие душистые воды и мыла» были в большом почете при царском дворе. Ароматы и бальзамы (духи и помада) изготовлялись в Царской аптеке и сберегались в золотых, серебряных и костяных ароматниках (флаконах).
В 1679 г. было сделано для царя Федора в хоромы «12 ароматников одинаких да два больших о шести мест, розвертные»; в 1680 г. еще «6 ароматников слоновой кости больших, 4 тройных, 2 одинаких»; и в этом году еще дважды поставлялись в царские хоромы «роматники», в том числе и из рыбьей кости. Изготавливались, кроме того, особые ящички, погребцы, с различными стеклянными и фарфоровыми сосудами, в которых хранили разные душистые водки (духи). В 18 в в Петербурге на Невском проспекте имелся косметический магазин Данилова, где продавался даже воздушный прибор для опрыскивания духами.
Промышленное производство парфюмерно-косметических изделий возникло во Франции на рубеже 17-18 вв., в России - в 40-х гг. 19 в. Первое заведение такого рода было открыто в Москве французом А. Ралле в 1843 г., второе - в 1864 г. - французом Г. Брокаром. Брокара называли «некоронованным королем парфюмерии». Он доказал, что российская парфюмерия не уступает заграничной. Он изобрел способ изготовления концентрированных духов. Огромную популярность снискала сюрпризная коробка из 10 мини-предметов: духов, мыла одеколона, пудры, помады, зеркальца, щеток для волос. Выпускались саше и мини-календари с рекламой - подлинные произведения полиграфического искусства. - помещавшиеся в упаковки с товаром. Странички календаря на 1914 г. чередовались с перфорированными листками промокательной бумаги, пропитанной образцами духов. Листы можно было отрывать и закладывать для отдушивания в книги, письма, белье.
В 1914 г. в России работало на импортном сырье уже несколько парфюмерно-косметических фабрик, но основными оставались «Товарищество Брокар» (будущая «Новая заря») и «Товарищество Ралле» (будущая фабрика «Свобода») Процессы производства тогда были ручными. Однако, с неуклонным повышением спроса на парфюмерно-косметические товары технология производства, естественно, менялась, стали появляться автоматы, конвейеры, техника совершенствовалась, и процесс этот продолжается и по сей день.
К настоящему времени одним из основных (и одним из старейших) производителей парфюмерно-косметических изделий является Франция, а основная масса предприятий расположена в районе Парижа. В США особенно развито произвол ство косметических и туалетных препаратов (высшие сорта парфюмерии и большая часть эфирных масел импортируются из Франции).
(Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)
(франц. parfumerie, от parfum - приятный запах, духи),
ПАРФЮМЕРИЯ, и, ж., собир. Ароматические, косметические товары и гигиенические освежающие средства, а также их производство.
| прил. парфюмерный, ая, ое. Парфюмерная промышленность. П. магазин.
— см. Косметика.