23 ноября 2024
450 тысяч слов
+6 за сегодня

Значения слова пастель

все
Словарь Ушакова
Культурология. Словарь-справочник
Дизайн. Словарь терминов
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Словарь Ушакова

пастель

пастель [тэ], пастели, жен. (итал. pastello) (живоп.).

1. только ед. Мягкие цветные карандаши для живописи. Сировать пастелью.

2. Рисунок на бумаге или картоне, исполненный такими карандашами. Выставка пастелей.

3. только ед. Рисование такими карандашами как особый вид, жанр искусства. Его специальность - пастель.

Культурология. Словарь-справочник

пастель

(фр. pastel) – цветные карандаши без оправы, сформированные из красочного порошка, а также рисунок или живопись, выполненные ими (отличаются мягкой приглушенностью тонов, бархатистой поверхностью).

Дизайн. Словарь терминов

пастель

ПАСТЕЛЬ (от итал. "паста" – тесто) – тесто для пастели замешивают из мела, смолы и цветных порошков. Затем из полученного теста скатывают палочки и сушат их. Пастель хороша тем, что имеет много оттенков каждого цвета и ею можно делать плавный переход от одного цвета к другому. Пастель не краска, а карандаш. Но из-за яркости цвета работы, выполненные пастелью, называют живописью. Пастель легко растворяется водой и в этом случае ею можно писать так же, как акварелью. Для того чтобы картины, написанные пастелью, не теряли своей яркости используют специальный закрепитель.

Энциклопедический словарь

пастель

(франц. pastel), цветные карандаши без оправы, сформованные из красочного порошка, а также рисунок или живопись, выполненные ими (отличаются мягкой приглушенностью тонов, бархатистой поверхностью).

Словарь Ожегова

пастель

ПАСТЕЛЬ [тэ], и, ж.

1. собир. Мягкие, приглушенного тона, цветные карандаши без оправы.

2. Рисунок, выполненный такими карандашами. Выставка пастелей.

| прил. пастельный, ая, ое и пастелевый, ая, ое (разг.). П. портрет.

Словарь Ефремовой

пастель
  1. ж.
    1. Мягкие цветные карандаши для живописи, приготовляемые из спрессованного красочного порошка.
    2. Рисунок, выполненный такими карандашами.
    3. Техника живописи, основанная на применении таких карандашей; соответствующий жанр живописи.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

пастель

— цветные карандаши или картины, исполняемые такими карандашами на шероховатой цветной бумаге, на бумаге, покрытой слоем пемзы (papier pumicif), на дереве с такой же поверхностью, на шероховатой веленевой коже, пергаменте, различных материях и т.д. Для придания поверхности бумаги или материи шероховатости употребляется также тонкий песок, мельчайшие древесные и пробковые опилки; иногда пользуются полотном, которое загрунтовано мелом на клею. Пастельные карандаши приготовляются из красочного вещества, истертого в тончайший порошок, с примесью гуммиарабика или гуммиадраганта как связующих веществ, к которым прибавляют небольшое количество сахара; для этой же цели служит также овсяный отвар и молоко. Тесто, таким образом приготовленное, накладывается в формы, из которых вынимают карандаши, готовые, когда масса высохнет. Пастельные карандаши могут быть весьма мягкими или же — средней твердости, в зависимости от количества и рода связующего вещества цветной массы. Карандаши приготовляются сериями разных цветов; каждая серия содержит известное число номеров основного цвета, но различной светлоты, что достигается примесью весьма тонкого порошка белой магнезии к основному красочному веществу. Некоторые жесткие краски, обладающие в порошке слабым сцеплением, должны быть стерты на мыльной воде, которая сообщает им мягкость, а прибавка гумми — и связь. Тальк и фарфоровая, а также трубочная глина, служат добавочными материалами в некоторых карандашах. Наиболее постоянными красочными веществами для П. считаются следующие: цинковые белила, мел лучший, светлая охра, прокаленная окись цинка, желтый и красный хром (хромовокислый свинец), кадмий (сернистый), красная охра, киноварь, венецианская красная, желчный камень, гаранс, индиго, берлинская или прусская лазурь, коричневая прусская (жженая берлинская лазурь), умбра, смальта, кобальт, ультрамарин, употребляются также индейская желчь и кармин, но последний в особенности изменчив от действия света. Зеленая П. приготовляется из смешанного синего и желтого порошков. Продаваемые ассортименты цветных карандашей, однако, содержат много других красочных веществ, которые по некоторым указаниям (Гупиль, "Le pastel simplifi é et perfectionné ") должны быть отнесены к изменяющимся. Таковы кассельская земля, кельнская (de Cologne) земля, битум, неаполитанская (de Naples) желтая и многие лаки. Так как при карандашах не дается ярлыков с указанием их состава и, обыкновенно, даже их названий, то выбор прочных из продаваемых наборов П. затруднителен. Техника рисования или живописи П. состоит в растирании штрихов или слоев карандаша пальцами, ладонью или мягкими растушками (из бузинной сердцевины, пробки), ватными комочками (тампонами) и шелковыми квадратными щеточками — кистями. То обстоятельство, что для слияния тонов, наложенных прямо цветными карандашами и растушками, почти всегда пользуются пальцами, которые легко при этом оцарапать до крови о неровности жесткой поверхности бумаги или иного материала, делает необходимым предварительно сглаживать поверхность песчаную или пемзовую другим листком или комочком шероховатой бумаги (напр. стеклянной), или пемзой, после чего удаляют осыпавшийся порошок флейцой — кистью, употребляемой в живописи масляными красками. Рисунок, по которому работают П., делается углем (fusain) и отчасти, в сильных местах, черным карандашом Конте или даже обыкновенным графитовым карандашом. Потом накладывают мягкими паст. карандашами главные тона на мозаичный манере, т. е. неслитыми пятнами, затем рисуют штрихами, полутвердыми карандашами и заканчивают даже пунктирно в П. малого размера. Начинают различно: одни с темных тонов, другие — светлыми; во всяком случае, светлое может быть наложено сверх более темного, по крайней мере в, том случае, когда нижний слой притерт. Художники пользуются наложением одного тона на другой для получения нового тона, который путем смешения не получится. Так, теневые места, слегка протертые черным карандашом, при наложении на них телесных тонов, сообщают последним весьма жизненную голубоватость, где то нужно. П. может служить для картин всякого содержания, но преимущественно хороша для портретов. Кому принадлежит изобретение этого рода живописи — неизвестно, но в Луврской галерее хранится П., портрет старушки монахини, рисованный художником Дюмутье (отцом) в 1615 г. Из французских пастеллистов особенную известность получил Латур (1704—88), написавший множество прекрасных портретов П. (см.), чрезвычайно хорошо сохранившихся до сих пор. Живопись П. имеет матовый вид, следовательно, картина не отсвечивает, но она должна быть тщательно оберегаема от пыли и сырости, посредством рам со стеклом, представляющих собой герметически закрытый футляр; солнечный, а вероятно, и близко расположенный сильный электрический свет также вредно действует на тона П. Стекло рамы не должно касаться поверхности картины. До сих пор ищут средства. закрепить слой П., подобно тому как закрепляют рисунки, сделанные обыкновенным карандашом или углем, но все, что до сих пор придумано, портит нужную бархатистость и воздушность живописи П. По существу дела кажется и не найти для П. никаких безвредных для нее закрепляющих жидкостей. Не так легко повреждаются рисунки П., сильно притертые растушкой, или рисунки, сделанные углем и потом пройденные и законченные цветными карандашами. Эти произведения также хороши в своем роде. Иные художники соединяют, особенно в эскизах и этюдах, черный карандаш, акварель и П. Для быстрого изображения скоро преходящих явлений (напр. облаков) рекомендуется П. предпочтительно перед акварелью, требующей времени для высыхания красок, но для законченных произведений пейзажной живописи она не представляет преимуществ. Живопись цветов, довольно крупных и в декоративном роде, дает хорошие результаты.

Ф. П.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Предложения со словом пастель

  • Живописцы более позднего поколения – известный немецкий художник Антон Рафаэль Менгс, также выполнявший работы в пастельной технике, и испанский мастер пастели Висенте Лопес-и-Портанья, в 1815 году удостоенный звания придворного живописца, Ангелика Кауфман (1741–1807), уже в девятилетнем возрасте рисовавшая портреты пастелью.
  • Поскольку пастель лишена прозрачности, белый цвет грунта не имеет для нее никакого значения, работа же по серому нейтральному грунту идет более успешно.
  • Стоя совсем рядом с аргентинцем, поскольку раструб даже в самом широком своем месте не был достаточно поместителен, Флер увидела в витрине небольшую пастель, стоявшую на подставке.
  • Для кого-то, возможно, рисовать пастельными мелками покажется сложно, а будет легче и увлекательнее сделать это цветными карандашами, фломастерами или акварельными красками.