патерик, патерика, муж. (от греч. pater - отец) (церк., лит.). Книга, содержащая жития т.н. "святых отцов" (монахов какого-нибудь монастыря). Киево-печерский патерик.
(греч. «отечник»)
в византийской и древнерусской литературе сборник кратких повествований о подвижниках какой-либо знаменитой монашеской обители (иногда с добавлением принадлежащих им нравоучительных слов). Появляются в Византии начиная с IV в.
См. Агиография.
(греч. - отеческий) - сборник жизнеописаний подвижников благочестия той или иной области, того или иного монастыря, или житий святых отцов Церкви. Может включать в себя краткие поучения, слова этих отцов.
1) сборник повествований о благочестивой жизни и духовных подвигах христианских отшельников-аскетов, монахов-пустынни- ков, святых;
2) собрание нравоучительных изречений христианских подвижников.
Патерик состоит из небольших повествований, каждое из которых - это история борьбы человека с темными силами, стремящимися совратить его с пути благочестия. За пределами рассказа остается значительная часть жизни отшельника. Изложение концентрируется вокруг самых драматических эпизодов его внутренней жизни, когда он оказывается на краю бездны, куда его пытаются столкнуть дьявол и его бесы. Однако в конечном счете страстотерпец преодолевает искушения и соблазны, побеждает свои слабости, возводит неодолимый духовный заслон на пути порочных наклонностей и желаний и достигает высокой степени духовного совершенства, позволяющего ему вести богоугодную жизнь.
Форма патерика складывалась на протяжении первого тысячелетия христианской истории. Постепенно накапливались передававшиеся из уст в уста и записывавшиеся рассказы о наиболее ярких свидетельствах победы христианского духа над демоническими силами. Выявлялись и наиболее значительные фигуры, чьи масштабные личности производили неизгладимое впечатление на современников и потомков, - Антоний Великий, Феодосий Великий, Макарий Египетский и др. В разных местах сложились свои сборники рассказов, получившие названия регионального характера, но при этом имевшие и пояснительные подзаголовки - Синайский («Луг Духовный»), Египетский (в двух частях - «История о египетских черноризцах» и «Лавсаик», названная так из-за содержащегося в ней посвящения византийскому аристократу Лавсу, любившему этот жанр), Иерусалимский, Римский («Диалоги о житии и чудесах италийских отцов и о вечной жизни души»), Киево-Печерский идр. патерики.
Киево-Печерский патерик как памятник древнерусской религиозной жизни и духовной культуры сложился под влиянием переведенных и уже распространившихся на Руси патериков византийского православия. Вместе с тем основу его содержания составляли отечественные предания о русских подвижниках, об их неординарных и в то же время типичных для христианского мира личностях.
Патерики имеют самостоятельную литературно-художественную, религиозно-воспитательную, духовно-нравственную ценность. Они представляют интерес и для исследователей психологии христианского сознания, поскольку во многих из них присутствует разработка характерной психологической мотивации, сопровождающей драматическую борьбу сил добра и зла в человеческой дуШе. Данное обстоятельство способствовало тому, что крупные русские писатели-психологи, такие как Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, Н. С. Лесков, В. М. Гаршин и др., обращались к ним в своем творчестве. В живописи патериковая тематика нашла своеобразное отражение в работах ряда европейских художников, от Иеронимуса Босха до Сальвадора Дали.
◘ Лит.: Абрамович Д. И. Исследование о Киево-Печерском патерике как историко-литературном памятнике. - СПб., 1902; Викторова М. А Составители Киево-Печерского патерика и потнейшая его судьба. - М., 1863; Еремин И. П. Патерики // История русской литературы. Т.1. - М.-Л., 1947; Патерик Киевского Печерского монастыря. - СПб., 1911; Федер В. Р. Сведения о славянских переводных патериках // Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. Ч. 1. - М. 1976.
(греч. Paterikon, от pater - отец), сборники жизнеописаний отцов церкви, монахов какого-либо одного монастыря, обычно признанных церковью святыми (см. также Жития святых).
м.
Книга, содержащая жития святых отцов.
(греч. Paterikón, от patér ≈ отец; русское название ≈ «отечник»), общее название сборников дидактических новелл о подвигах христианских монахов, а также собраний их нравоучительных изречений. Первоначально (с 4 в.) П. были распространены в византийской литературе. П. могут быть разделены на две группы: в первой преобладают жизнеописания подвижников (патерики Синайский, Египетский, Римский), во второй ≈ их «слова» и изречения (патерики Скитский, Алфавитный, Иерусалимский). На славянской почве были составлены Сводный П. (14 в.) и Афонский П. Греческие П. были переведены южными славянами и с 11≈12 вв. перешли в древнерусскую литературу. На Руси П. получили распространение и повлияли на ряд литературных памятников (например, «Житие Феодосия Печерского»). По образцам переводных стали составляться русские П. («Киево-Печерский патерик»). Сюжеты П. нашли отклик в творчестве Данте, обрабатывались Л. Н. Толстым, Н. С. Лесковым и др. писателями.
Изд.: Синайский патерик. [Текст и палеографич. описание], М., 1967.
Лит.: Леонид, архимандрит, Сведения о славянских и русских переводах патериков различных наименований и обзор редакций оных, М., 1890; История русской литературы, т. 1, М.≈ Л., 1941, с. 106≈13.
А. Н. Робинсон.