патриотизм, патриотизма, мн. нет, муж. (см. патриот). Любовь, преданность и привязанность к отечеству, своему народу. Советский патриотизм.
(от греч. patriotes соотечественник, patris родина)
эмоциональное отношение к родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее от врагов;
любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства.
преданность своему отечеству, любовь к родине, стремление служить её интересам, защищать от врагов. Патриотизмом высшего типа является социалистический П., в котором воплощаются лучшие национальные традиции народа и беззаветная преданность идеалам социализма и коммунизма, сочетается верность своей родине с твёрдой поддержкой всего социалистического содружества, с борьбой трудящихся всех стран против империализма.
нравственный принцип, нравственная норма и нравственное чувство, возникшие еще на заре становления человечества и глубоко осмысленные уже античными теоретиками. Патриот – человек, выражающий и реализующий в своих поступках глубокое чувство уважения и любви к родной стране, ее истории, культурным традициям, ее народу. Как стойкое нравственное чувство патриотизм вырастает из особенностей образа жизни и культурных традиций того или иного этноса, формируется в процессе овладения подрастающими поколениями языком и господствующими формами мышления, нормами и эталонами культуры и закрепляется в определенных фиксированных установках поведения благодаря общению с представителями старших поколений, одобряющих или порицающих поведение молодых.
любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями П. как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель П., которая издревле имела и религиозное значение. Наиболее ясное понимание национального П. проявилось в начале 15 в. в подвиге французской народной героини Жанны д'Арк: быть независимыми от чужеземцев на своей земле и иметь среди себя своего собственного верховного главу. В дальнейшем и в других странах национальный П. формировался под влиянием борьбы с иноземными захватчиками, инакомыслящими элементами и пр. Как правило, интерес к П. с наибольшей силой возникал в ситуациях войн, революций и других социальных катаклизмов.
Длительный период в истории человечества отечество признавалось единственным, самым высшим предметом поклонения и служения. Однако в современных условиях такой П., связанный с фактической враждой к иным народам, обречён на неизбежную гибель. К началу 21 в. глобальные изменения в мировом сообществе привели к необходимости объединения всего прогрессивного человечества в целях спасения цивилизации, поэтому национальное обособление становится физически невозможным.
Современное понимание П. во многом опирается на идеи христианства: в силу естественной любви и нравственных обязанностей к своему отечеству видеть его интерес и достоинство гл.о. в тех высших благах, которые не разделяют, а соединяют людей и народы.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 185)
(от греч. patris - родина, отечество) - сложное явление общественного сознания, связанное с любовью к Родине, Отечеству, своему народу, которое проявляется в виде социальных чувств, нравственных и политических принципов жизни и деятельности людей.
Содержанием патриотизма являются любовь к Отечеству, преданность Родине, гордость за ее прошлое и настоящее, готовность служить ее интересам и защищать от врагов. Отдельные элементы П. в виде привязанности к родной земле, языку, традициям и обычаям своего народа начинают формироваться уже в глубокой древности. С возникновением классов и государственности в обществе содержание П. становится качественно иным, поскольку уже выражает свое отношение к Родине, Отечеству через присущие классу и государству специфические интересы. В условиях формирования наций, образования национальных государств П. становится неотъемлемой частью общественного сознания всего народа. В нормально развивающемся обществе латриотизм - такое же естественное чувство, как чувство личного самоуважения и достоинства человека, как любовь к своей семье.
Любовь к Родине, чувство привязанности к ней, внутренней, свободно возникающей у человека (а не навязанной так или иначе извне) обязанности служить своему народу и отчизне, формируется в повседневной жизни по мере расширения связей отдельного человека с другими людьми - сначала с земляками, а потом уже с народом всей страны, по мере осознания зависимости личной судьбы не только от самого себя, родственников и знакомых, но и от судьбы родины и ее народа в целом. Любовь к Родине, родному народу не противостоит осознанию человеком своей принадлежности ко всему человечеству, а, напротив, помогает каждому из нас осознать себя представителем всего человечества.
Патриотизм - путь возвышения личности от ограниченной любви к самому себе и любви к ближним, до любви к любому человеку как таковому и тем самым -к человечеству в целом. Пренебрежение же своим народом и отечеством означает равнодушие, безразличное отношение и ко всему человечеству, узко эгоистическое отношение к другим людям фактически лишь как к средству удовлетворения своих целей и интересов. В конечном счете именно к этому и сводится подлинная сущность космополитизма как противоположности патриотизма.
Космополитизм выступает не чем иным, как прикрытой лицемерной формой выражения симпатии и готовности служения не стране проживания, а какой-либо другой стране и другому народу.
(Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М.1999)
♦ Когда шли на Куликово поле, то знали ли, против кого идут? Конечно, попы из отдела пропаганды успели объяснить, что на агарян и бусурман. Но как их представляли? Татар видели только киличейскими проездами; даже налоги на татар собирали вряд ли с объяснениями; а татарские набеги дальше Рязани редко шли.
♦ "Патриотизм XIX в. — это обожествление географической карты" (J. Harmand). Мы потеряли такое чувство, как ощущение рода, приобрели такое, как патриотизм, и еще хотим понимать античность, не перерождаясь.
Патриотизм
♦ Patriotisme
Любовь к родине, свободная от ослепления и ксенофобии. Отличается от национализма (Национализм) и иногда служит для его маскировки. Национализм это, как правило, чужой патриотизм, тогда как патриотизм – национализм от первого лица. Одно из свойств слепоты заключается в том, что человек не видит сам себя. Поэтому патриотизм ценен только в том случае, если подчинен разуму, носящему универсальный характер, или справедливости, тяготеющей к универсальности. Именно таков сегодняшний смысл прав человека и смысл существования международных трибуналов.
(от греч. patriotes - соотечественник, patris - родина), любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства.
ПАТРИОТИЗМ, а, м. Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. П. русских воинов.
| прил. патриотический, ая, ое.
— любовь к отечеству. Когда собирательная жизнь человечества держалась на кровной связи между членами отдельных небольших групп, чувство общественной солидарности совпадало с чувством семейным. Такой первичный П. рода или племени совместен и с кочевым бытом. При переходе племен к оседлому земледельческому быту П. получает свое специфическое значение, становясь любовью к родной земле. Это чувство естественно слабеет в городском быту, но здесь развивается новый элемент П. — привязанность к своей культурной среде или к родной гражданственности. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Основной долг благодарности к родителям, расширяясь в своем объеме, но не изменяя своей природы, становится обязанностью по отношению к тем общественным союзам, без которых родители произвели бы только физическое существо, но не могли бы дать ему преимуществ достойного, человечного существования. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель П., которая издревле имела и религиозное значение, отечество не было только географическим и этнографическим термином — оно было вотчиной особого бога, который сам, по всей вероятности, был более или менее отдаленной трансформацией умершего родоначальника. Таким образом, служба родине была деятельным богослужением, и П. совпадал с благочестием. Не культ зависел от родины, а родина, как таковая, создавалась культом: отечество было землей отцовских богов, и потому беглецы, уносившие с собой этих богов, через них основывали новое отечество. Забирать к себе чужих богов было самым прочным средством для завоевания чужих земель, как это и делалось римлянами. Мирный синкретизм различных культов, преобладавший у эллинов, также содействовал ослаблению местного П. К концу древнего мира греческое смешение и римское поглощение привели к образованию двоякого П., окончательно упразднившего этнографические и географические границы: П. общей государственности (воплощенной окончательно в лице императора, на которого в учреждении кесарской апофеозы было перенесено и религиозное значение общего отечества) и П. высшей культуры. У евреев П. хотя сохранял преобладающий религиозный характер, но при этом стал также универсальным. Через духовную работу пророков еврейский народ дошел до сознания, что его племенной и местный Бог есть единое Божество над всем миром. В сознании пророков и апостолов первое, земное отечество должно было погибнуть, чтобы возродиться во всеобъемлющем царствии Божьем. К познанию и созиданию этого царства призывались равно все народы, и этим освящался П. национальный, но лишь под условием всечеловеческой солидарности, т. е. как любовь к своему народу не против других, а вместе со всеми другими. Не только для исполнения, но и для сознания большинством человечества этого высшего требования нужен был еще не окончившийся доныне переходный процесс, характеризуемый преобладанием исключительно национального П. и враждебного соперничества народов. В средние века народная вражда не имела принципиального значения, уступая теократической идее (царства Божия) в двух ее исторических материализациях — церковной (папство) и государственной (империя). Естественная любовь к ближайшему отечеству существовала, но решительно подчинялась в нравственном сознании требованям высшего универсального порядка. Как некогда пророк Иеремия проповедовал евреям политическое самоотречение и покорность чужому завоевателю, как второй Исайя видел спасителя своего народа в персидском царе Кире, так величайший патриот Италии, Данте, призывал для спасения своего отечества немецкого императора из-за Альп. В чисто национальном виде патриотическое чувство ярко проявилось в начале XV в. во Франции, в лице Иоанны д'Арк. Столетняя война французов с англичанами не имела принципиального характера в других отношениях: в религиозном — обе стороны принадлежали к одной и той же церкви, в политическом — к одному и тому же феодально-монархическому строю; основы быта общественного были одни и те же; война представлялась сначала лишь династической борьбой Валуа и Плантагенетов за престол Франции. Но постоянные встречи с чужим народным характером мало-помалу пробуждали у французов ревнивое чувство своей народности и вызвали наконец откровение национальной идеи. Иоанна д'Арк впервые дала простую и ясную формулу чисто национальному патриотизму: быть независимыми от чужеземцев на своей земле и иметь среди себя своего собственного верховного главу. В Германии столетием позднее возбуждение национального П. в борьбе с чужеземной церковной властью ослаблялось и осложнялось принципиальным религиозным значением этой власти, которое для многих перевешивало национальные требования. Вследствие этого произошел раскол между немцами-католиками и немцами-протестантами, и национальный П. Германии мог утвердиться только в XIX в., с ослаблением религиозного чувства и под влиянием внешней борьбы за политическое существование против двух Наполеонов. Подобным же образом в борьбе с чужими элементами развивался национальный П. и в других странах. В настоящее время он достигает, по-видимому, своего кульминационного пункта. В передовой европейской стране — Франции — П. для большинства нации заменил собой религию. Первоначально отечество было священно как вотчина своего, настоящего бога; теперь оно само признается чем-то абсолютным, становится единственным или, по крайней мере, самым высшим предметом поклонения и служения. Такое идолопоклонство относительно своего народа, будучи связано с фактической враждой к чужим, тем самым обречено на неизбежную гибель (см. Национализм). В историческом процессе все более и более обнаруживается действие сил, объединяющих человечество, так что исключительное национальное обособление становится физической невозможностью. Повсюду сознание и жизнь приготавливаются к усвоению новой, истинной идеи П., выводимой из сущности христианского начала: "в силу естественной любви и нравственных обязанностей к своему отечеству полагать его интерес и достоинство главным образом в тех высших благах, которые не разделяют, а соединяют людей и народы".
Вл. Соловьев.
(от греч. patriótes ≈ соотечественник, patrís ≈ родина, отечество), любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. П. ≈ «... одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 37, с. 190).
Исторически элементы П. в виде привязанности к родной земле, языку, традициям формируются уже в древности. В классовом обществе содержание П. становится классовым, ибо каждый класс выражает своё отношение к отечеству через присущие ему специфические интересы.
В условиях развития капитализма, формирования наций, образования национальных государств П. становится неотъемлемой составной частью общественного сознания. Однако по мере обострения классовых антагонизмов, с превращением буржуазии в господствующий класс её П. перестаёт отражать общенациональные моменты, как это было в период борьбы с феодализмом, смыкается с национализмом и шовинизмом , ограничивается эксплуататорскими интересами, ибо «... выше интересов отечества, народа и чего угодно капитал ставит охрану своего союза капиталистов всех стран против трудящихся...» (там же, т. 36, с. 328≈29). Для мелкой буржуазии характерны национальная ограниченность и национальный эгоизм, определяющие её отношение к отечеству и к др. народам.
В буржуазном обществе пролетариат выступает выразителем коренных национальных интересов народа, а потому и носителем подлинного П. В ст. «О национальной гордости великороссов», написанной в годы 1-й мировой войны 1914≈18, В. И. Ленин отмечал: «Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы её трудящиеся массы (то есть 9/10 её населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов» (там же, т. 26, с. 107). Подлинный П. несовместим ни с космополитизмом, ни с национализмом.
В ходе социалистической революции меняется социальная сущность отечества, главным содержанием этого понятия становится социализм ≈ объект национальной гордости и подлинное отечество трудящихся, формируется социалистический всенародный П., гармонически сочетающий любовь к лучшим национальным традициям своего народа с беззаветной преданностью социализму и коммунизму и с уважением к другим народам. Социалистический П. неразрывно связан с пролетарским интернационализмом . По словам Ленина, «без этого патриотизма мы не добились бы защиты Советской республики, уничтожения частной собственности... Это лучший революционный патриотизм» (там же, т. 42, с. 124). Наиболее яркое проявление социалистического П. нашёл в годы Гражданской войны и военной интервенции 1918≈20 в России и Великой Отечественной войны Советского Союза 1941≈45 . В условиях консолидации и развития новой исторической общности людей ≈ советского народа ≈ происходит формирование общесоветских политических и социально-психологических ценностей. Возникает общенациональная гордость советского человека ≈ важный элемент социалистического П. С образованием мировой социалистической системы «... патриотизм граждан социалистического общества воплощается в преданности и верности своей Родине, всему содружеству социалистических стран» (Программа КПСС, 1974, с. 120). Идеи и чувства социалистического П. выступают как важный фактор политической и трудовой активности масс в ходе коммунистического строительства. Воспитание советских людей в духе органического сочетания социалистического П. и интернационализма КПСС считает одной из своих важнейших задач.
Лит.: Ленинизм и национальный вопрос в современных условиях, 2 изд., М., 1974; Рогачев П. М., Свердлин М. А., Патриотизм и общественный прогресс, М., 1974. См. также лит. при статьях Интернационализм , Национальный вопрос .
М. М. Скибицкий.