педаль, педали, жен. (итал. pedale от лат. pes - нога) (тех.). В машинах и музыкальных инструментах - приспособление, посредством нажима ногой приводящее в действие механизм. Велосипедная педаль. Сигнализационная педаль (ж.-д.). Органная педаль (для извлечения звуков из органа). Фортепьянная педаль (для усиления или ослабления звука). Педаль арфы.
• (Слишком сильно) нажать педаль (книж.) - перен. переусердствовать в подчеркивании, выделении чего-нибудь или нажиме, давлении на кого-нибудь.
(от лат. pedalis — ножной)
1. У фортепиано — ножной рычаг для управления механизмом, приглушающим или удлиняющим звучание струн (правая педаль) или же ослабляющим силу звука (левая педаль).
2. У арфы — ножной рычаг для перестраивания струн на полутон.
3. У органа — клавиатура для ног, при помощи которой музыкант управляет самым низким участком диапазона инструмента.
4. В литавре — механизм для перестройки в другой тон.
5. Выдержанные аккорды или отдельные звуки, на фоне которых происходит движение других голосов многоголосного произведения при смене гармонии.
ПЕДАЛЬ, и, ж.
1. Ножной рычаг в машинах, музыкальных инструментах. П. рояля. П. велосипеда. Нажать на все педали (также перен.: принять все меры для ускорения, достижения чегон.; разг.).
2. Электрическое контактное устройство для управления железнодорожными сигналами (спец.). Рельсовая п.
| прил. педальный, ая, ое. Детский п. автомобиль.
(pedal — итал., p é dale — франц., pedale — англ., ped — сокр.) — род клапана, подножки, клавиша, которые играющий на известном инструменте прижимает ногой. Назначение П. различно. В некоторых инструментах П. служит только для усиления и ослабления звука или для увеличения или уменьшения продолжительности звука, в других — для перестраивания струн, в третьих — для добывания звуков низкого регистра. П. для усиления и ослабления звука применяется в фортепиано, в котором две П. Левая П. (так назыв. демпфер, или сурдина) приводит в действие механизм, ослабляющий силу звука, или передвигает систему молотков так, что они бьют не по трем или двум струнам фортепиано, одинаково настроенным, но только по одной. Применение П. первого рода обозначается словами Con sordino, прекращение ее действия — звездочкой, применение П. второго рода обозначается словами una corda, прекращение — tutte corde. Правая П. служит для усиления и продолжения звука. Вследствие ее прижима демпфер, лежащий на струнах, совершенно отодвигается. Начало действий такой П. обозначается знаком [Пропуск по вине наборщиков издания 1890 г. — Ред.] или сокращенным словом Ped., прекращение — крестиком. Для усиления и ослабления звука в фисгармонике и органе применяются боковые П., которые исполнитель прижимает коленями. На арфе имеется ножная П., в середине задней части инструмента, для усиления звука с помощью механизма, открывающая большие отверстия в резонаторе. П. служит и для перестраивания арфы. Для добывания самых низких звуков инструмента П. применяется в органе и в фортепиано (Pedalfl ügel). Педалевыми звуками называются самые низкие звуки тромбона (см.). В теории музыки выдерживаемый тон большой длительности в нижнем голосе называется П., или органным пунктом (см.).
Н. С.