пенаты, пенатов, ед. нет (книж. поэт. устар.). Родной дом, домашний очаг, символизируемый в образе древнеримских богов покровителей домашнего очага. «Отечески пенаты, о пестуны мои!» Батюшков. «К диффаматору ворвались в квартиру, и он, в виду домашних пенатов, подвергнут был исправительному наказанию.» Салтыков-Щедрин. «Сипягин раза два с достоинством повертел головой, как бы осматривая свои пенаты.» А.Тургенев. Вернуться к пенатам или к своим пенатам (вернуться домой). «Своим пенатам возвращенный, Владимир Ленский посетил соседа памятник смиренный.» Пушкин. (От лат. мн. Penates - домашние боги, отчий дом.)
у римлян боги-хранители, покровители домашнего очага, семьи, затем всего римского народа. Перен. – домашний очаг, родной дом.
(от лат. penus - кладовая) - в римской религии боги-хранители и покровители домашнего огня, культ которых был связан с обожествлением предков. П. делились на домашних и общинных: домашние охраняли семью, общинные оберегали благополучие всего государства. В переносном смысле п. означают домашний очаг.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Римские домашние боги, которые находятся в самом доме (в кладовой, около очага), охраняют домашний очаг, поэтому в переносном смысле "пенаты" - это жилье. Считалось, что Эней вынес пенаты из горящей Трои и привез с собой в Италию. В государственном культе пенаты почитались как покровители римского народа в храме Весты.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
, ов, мн.
Родной дом по имени бога домашнего очага у древних римлян.
* ► А вот и не забыла: пенаты! Любите свои пенаты. // Достоевский. Униженные и оскорбленные // *
◘ ВЕРНУТЬСЯ (ВОЗВРАТИТЬСЯ) К СВОИМ ПЕНАТАМ.
* ► Своим пенатам возвращенный, Владимир Ленский посетил Соседа памятник смиренный. // Пушкин. Евгений Онегин // *
Пена́ты - в римской мифологии божества - хранители домашнего очага, семейного благоденствия.
Источники:
● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.
римское понятие, обозначавшее домашних богов римлян, существовавших только во множественном числе. Например, боги penus'а (домашних припасов, кладовой). Они охраняли домашний очаг и хозяйство, поэтому в переносном смысле слово «пенаты» употреблялось как «жилье», «дом», «родина». Эней вынес пенаты из горящей Трои и привез их с собой в Италию.
о римской мифологии добрые божества, которые охраняли домашний очаг каждого римлянина. Считалось, что они поддерживают единство и благополучие семьи. Их изготовляли из глины, камня или дерева хранили в закрытом шкафчике возле очага где собирались все члены семьи. Если в семье происходили радостные события - свадьба рождение ребенка, - пенатам приносились благодарственные жертвы. Если семья переезжала на другое место жительства, ларчик с пенатами первым вносили в помещение.
ПЕНАТЫ, ов (устар. и шутл.). Родной дом, родной кров [от имени пенатов древнеримских богов, покровителей домашнего очага]. Вернуться к родным (своим) пенатам. Покинуть родные п. Отеческие п.
мн.
Домашний очаг, родной дом.
мн.
Боги - хранители домашнего очага, покоя (в древнеримской мифологии).
(Penates) — y древних римлян боги домашнего продовольствия или кладовой (penus = съестные припасы). Они почитались у очага и близко стояли к культу Весты. Поскольку Веста была олицетворением духовного семейного начала, постольку П. олицетворяли собой материальную сторону семейной жизни. Они заботились о насущном хлебе для семьи, о том, чтобы домашний очаг доставлял семье обильную пищу, и потому тесно были связаны с семьей и почитались как dei Penates (лары не имели названия dei). Свои заботы о семье они разделяли с ларами (см.): участвовали во всех домашних огорчениях, радостях, несчастьях, покровительствовали всей семье и каждому ее члену в отдельности, особенно охраняли семейное спокойствие и довольство. Как боги питания, они почитались начатками пищи перед каждым приемом ее; перед их изображениями ставили солонки и тарелочки с небольшими дозами кушаний. Домашние П. (Penates familiares, privati, minores) сохраняли свое значение до последних времен язычества и даже перешли в область христианских религиозных представлений. Кроме частных П., были еще общественные (Penates publici, maiores), представители общественного благополучия, также стоявшие в связи с культом Весты. Каждый город имел свою Весту и своих П., не только у латинян, но вообще у всех италиков. Равным образом были П. у целых союзов: так, П. латинского союза имели святилище в городе Лавинии, куда сходились на поклонение им жители всех союзных городов. Каждый год консулы, преторы, диктаторы до вступления в должность и по сложении ее приносили здесь жертву перед изображениями П.; сюда приходили также для принесения жертв жрецы и военные начальники, отправлявшиеся в провинции. По преданию, П. Лавинии — те самые, которые были унесены Энеем из Трои. Храм П. существовал и в Риме; первое упоминание о нем относится к 167 г. до Р. Х. Колонии зажигали огонь своего общественного очага у очага своей метрополии и переносили с собой на новое поселение старых Пенатов. П. были чисто римскими божествами; на это указывает их отвлеченно-символический, безличный характер. Хотя у греков был культ гестий, соответствовавший культу Весты, но греческая мифология не создала божеств, подобных П. У греков были боги-покровители семьи, города, племени, но это были герои или личные боги, имевшие определенную физиономию. Число П. (как и ларов) на каждом очаге было два; они изображались в виде сидящих юношей с копьями в руках. Ср. Jer. M ü ller, "De diis Romanorum Laribus et Penatibus" (1811); Jaekel, "De diis domesticis priscorum Italorum" (Берлин, 1830); Klausen, "Aeneas und die Penaten"; Hertzberg, "De diis Romanorum patriis sive de Larum atque Penatium religione et cultu" (Галле, 1840).
Н. О.