пение, пения, мн. нет, ср.
1. Действие по гл. петь (в 1, 3 и 4 знач.). «Звонче жаворонка пенье, ярче вешние цветы.» А.К.Толстой. «Чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели и пеньем были заняты.» Пушкин. Послышалось пение.
2. Искусство петь, вокальная музыка. Учитель пения. Учиться пению. Преподавать пение.
3. перен. Поэзия, творчество поэта, символизируемого в образе певца (поэт. устар.). «Я Пушкина младенцем полюбил... и первый я его услышал пенье.» Дельвиг.
(вокальное искусство) – искусство передачи средствами голоса художественного содержания музыкального произведения, в том числе без слов – вокализ. Различается по видам (сольное, ансамблевое, хоровое), жанрам (оперное; камерное – концертное исполнение арий, романсов, песен), стилям (певучий – кантилена; декламационный – речитатив; колоратурный).
п’ение — в Новом Завете упоминается только в следующих местах: Мат.26:30 ; Деян.16:25 ; Иак.5:13 ; Рим.15:9 ; 1Кор.14:15 ; Еф.5:19 ; Кол.3:16 ; Отк.5:9 ; Отк.14:3 ; Отк.15:3 и в них во всех говорится об известном с ветхозаветных времен строго регламентированном песенном сопровождении богослужения в храме, разработанном и установленном Давидом (1Пар.6:32 ; 2Пар.23:28 ; 2Пар.29:27 ; Неем.12:46 ; Пс.41:9 ; Пс.118:54 ; Авв.3:1). Ни одно из них не говорит о женском пении и о каком бы то ни было отходе от установленных канонов. Истинное пение уповающего на Господа — это Он Сам (Ис.12:2), а то пение, которое мы постоянно слышим теперь в церквах, слишком похоже на концерты «духовной музыки», чтобы быть истинным.
В Ветхом Завете часто говорится о пении и веселии во имя Господа, но это, видимо, нужно понимать как состояние, как особое отношение к Богу, ибо в этом смысле, сказано, поют и радуются горы, леса и даже развалины (Пс.64:14 ; Пс.65:4 ; Ис.44:23 ; Ис.49:13 ; Ис.52:9). В Новом Завете также под пением больше подразумевается радостное, молитвенное настроение сердца и духа (Еф.5:19 ; Кол.3:16), чем буквальное, постоянное концертное пение. Всякое же постороннее пение и веселье неизменно осуждалось в обоих Заветах (Исх.32:6 ; Иак.4:9 ; Еф.5:4). (см. женщина, музыка)
Примечание: Августин, возможно последний из людей, предупреждал, что в песне важны слова, а не музыка, которая сильно действует лишь на чувственность (поэтому нужно быть очень внимательным к тому, что мы поем или слушаем).
вокальное искусство
исполнение музыки средствами певческого голоса, искусство передавать средствами певческого голоса идейно-художественное содержание музыкального произведения. Пение может быть сольным, ансамблевым (дуэт, трио, квартет, квинтет и т. д.), хоровым, с сопровождением или без него. Существуют три основные стиля пения: кантиленный, певучий — широкое, плавно льющееся звучание голоса; декламационный — приближающийся к интонациям разговорной речи; колоратурный — основанный на кантиленном, но изобилующий разнообразными украшениями, пассажами и т. д. Для овладения этими стилями пения необходимы не только музыкальность, наличие хороших голосовых данных, но и специальная подготовка (см. Постановка голоса) — в широком смысле предполагающая умение естественно сочетать в пении вокальное и речевое начала. Т. н. народное пение опирается на народно-песенные и исполнительские традиции определенных географических регионов и передается от поколения к поколению. Современное «микрофонное» эстрадное пение отрицает необходимость специальной вокальной подготовки и опирается на бытовую манеру напевания, при которой голосовой аппарат функционирует так же, как при речи на центральном участке диапазона. При необходимости эстрадные певцы могут брать и относительно высокие звуки, однако для этого необходимо умение перестраиваться на «классическую» манеру звукоизвлечения, иначе в пении появляется элемент крика. Пение «микрофонных» певцов бедно такими важными качествами, как высокая певческая форманта (см.), полетность (см.), лишено опоры (см.). При различении манер пения следует учитывать, что использование микрофона в качестве вспомогательного средства для выступления на открытых площадках, стадионах, во дворцах спорта и т. д. имеет место и у певцов «классического» плана, а эстрадные певцы используют микрофон в качестве органической части своего голосового аппарата, т. к. без его помощи могут «петь не слишком высоко, несильно, недолго и нечасто» (Р. Юссон).
(вокальное искусство), различается по видам (сольное, ансамблевое, хоровое), жанрам (оперное; камерное - концертное исполнение арий, романсов, песен), стилям (певучее - кантилена; декламационное - речитатив; колоратурное). Пение без слов - вокализ.
ПЕНИЕ см. петь.
(canto — итал., chant — франц., Gesang — нем.). — Происхождение П. связано со стремлением человека выразить свое настроение в звуках голоса. Постепенно развиваясь, П. становится предметом особого искусства. Слова, благодаря П., приобретают больший рельеф. Речь, в соединении с П., производит особенно сильное, захватывающее действие. Для П., как искусства, необходимы правильная, натуральная постановка голоса и техническое вокальное развитие. Главные вокальные формы: речитатив, ариозное П., песня, романс, ария, оперная сцена. П. применяется не только в соло, но и в совместном исполнении (дуэт, трио, квартет, квинтет, хор, ансамбль, т. е. пение солистов с хором). П. выигрывает в музыке мелодичной, дающей возможность певцу передавать исполняемое свободно, не делая над голосом слишком больших усилий, не утомляя его приемами, противными его натуре. Музыка для П. не должна носить на себе характера инструментального, т. е. не должна заключать в себе приемов, более подходящих к инструменту, чем к голосу.
Н. С.
см. петь.
вокальное искусство, исполнение музыки голосом, искусство передавать средствами певческого голоса идейно-образное содержание музыкального произведения, один из древнейших видов музыкального искусства. П. может быть со словами и без слов (см. Вокализация ); сольным (одноголосным), ансамблевым (на два голоса ≈ дуэт , на три ≈ трио , на четыре ≈ квартет и др.) и хоровым. Обычно П. сопровождается инструментальным аккомпанементом , но может осуществляться и без него ≈ а капелла . Основными жанрами П. в классической музыке являются оперное П., связанное с драматическим действием, с театральным представлением, включающее в себя все виды вокального искусства, и камерное ≈ исполнение романсов, песен, главным образом соло или небольшими ансамблями . В лёгкой музыке соответственно существуют жанр оперетты и эстрадный жанр, включающий множество стилей пения (в народной манере, говорком, нараспев, в микрофон и др.).
Для исполнения профессиональной музыки голос должен быть специально приспособлен и развит (см. Постановка голоса ).
Существуют три основных типа построения вокальных мелодий и соответственно три манеры П.: певучий стиль, где требуется широкое, плавное, связное П.≈ кантилена , декламационный стиль, где П. воспроизводит строение и интонации речи ( речитативы , монологи), и колоратурный, где мелодия в известной мере отходит от слова и уснащается многими украшениями, пассажами, исполняемыми на отдельные гласные или слоги.
Различные национальные школы П. характеризуются своим стилем исполнения, манерой звуковедения и характером певческого звука. Национальная школа П. как исторически сложившееся стилистическое направление оформляется тогда, когда возникает национальная композиторская школа, выдвигающая перед певцами определённые художественно-исполнительские требования. В национальной манере П. находят отражение исполнительские традиции, особенности языка, темперамент, характер и др. качества, типичные для данной национальности.
Первой европейской школой П. была итальянская; она сложилась в начале 17 в. Выделяясь совершенной техникой бельканто и блестящими голосами, многие её представители получили мировое признание. Вокальность итальянского языка и удобство для голоса итальянских мелодий позволяют максимально использовать возможности голосового аппарата. Итальянская школа выработала эталон классического звучания голоса, которому в основном следуют остальные национальные школы П. Высокое совершенство итальянского певческого искусства оказало влияние на формирование и развитие др. национальных вокальных школ ≈ французской, отличительную особенность которой составляют декламационные элементы, происходящие от распевной декламации актёров французской классической трагедии, немецкой, в своём развитии отвечавшей требованиям, которые ставила перед исполнителями вокальная музыка крупнейших немецких и австрийских композиторов, самобытной, ведущей начало от манеры исполнения народных песен, русской школы. Русская вокальная школа оформилась под влиянием художественных требований искусства русских композиторов-классиков М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского. Исполнительский стиль её выдающихся представителей О. А. Петрова, Ф. И. Шаляпина, Л. В. Собинова, А. В. Неждановой и др. характеризовался мастерством драматической игры, простотой, задушевностью исполнения, умением сочетать пение с живым, психологически окрашенным словом. Традициям русской вокальной школы следует советская вокальная школа.
Лит.: Львов М. Л., Из истории вокального искусства, М., 1964; Морозов В. П., Тайны вокальной речи, Л., 1967; Назаренко И. К., Искусство пения, 3 изд., М., 1968; Дмитриев Л. Б., Основы вокальной методики, М., 1968; Лаури-Вольпи Дж., Вокальные параллели, пер. с итал., Л., 1972; Ewen D., Encyclopedia of the opera, N. Y., [1955].
Л. Б. Дмитриев.