пентаметр, пентаметра, муж. (греч. pentametron, букв. пятистопник) (лит.). Дактилический стих из двух трехстопных полустиший, в каждом из которых последняя стопа состоит только из одного ударяемого слога, напр.: старца в+е|лик+ог+о|тень|чую сму|щенн+ой ду|шой (Пушкин).
(греч.)
пятистопный стихотв. размер. Цезура делит стих на две ритмически равные половины, каждая из к-рых содержит два с половиной дактиля. В первой половине стиха дактиль мог заменяться спондеем.
Схема: -UUI-UUI-||-UUI-UUI-
П. употреблялся в сочетании с гексаметром, образуя т. н. элегический дистих.
Н.Ш.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)
(от греч. pentametros — пятимерник) — стих из двух полустиший (разделенных цезурой), каждое из которых представляет собой трехстопный дактиль с мужским окончанием
(/\/\//\/\// // /\/\//\/\//).
Пентаметр иногда соединяется с гекзаметром.
Рб: структура стихотворного произведения
Род: дактиль
Асс: гекзаметр
Пример:
Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи
(гекзаметр),
Старца великого тень чую смущенной душой (пентаметр).
А. Пушкин
* "Чередование стихов гекзаметра с пентаметром разнообразило и усиливало ритм произведения" (Г.Л. Абрамович). *
см. Элегический дистих.
м.
Пятистопный размер (в стихосложении).
(т. е. 5-мерный или 5-стопный стих) — древний стихотворный размер. Схема его . Эта схема показывает, что П. распадается на две половины, разделенные цезурой, по 2½ стопы в каждой. В первой половине допускается замена дактилей спондеями, схема же 2-ой половины постоянна. П. почти всегда следовал за гекзаметром. Это сочетание гекзаметра с П. употреблялось преимущественно в элегиях — том роде древней поэзии, который составлял переход от эпоса к лирике. Гекзаметр и П. различались, по-видимому, первоначально в элегиях так, что в первом поэт рассказывал о событии, а в П. излагал свои чувства по поводу того же события.
А. М.