(От 1:11) город, упоминаемый в Откровении ап. Иоанна Богослова (в настоящее время Бергама) был некогда столицею Мизии в Малой Азии. Здесь была одна из семи Асийских Церквей, к которым св. Иоанн обращается в своем Откровении (От 2:12). Апостол говорит, что в Пергаме находится «престол сатаны», и сими словами указывает быть может на находящийся там знаменитый языческий храм Эскулапа. Из епископов Пергама в Постановлениях апостольских первым упоминается Гаий, рукоположенный Иоанном. В Пергаме при гонении Домициана пострадал верный свидетель Христов Антипа, по преданию, брошенный в раскаленного медного быка. Члены Пергамской Церкви, как видно, придерживались учения Валаама и Николаитов. В настоящем городе. В Пергаме уцелело еще несколько архитектурных остатков римского и христианского периодов. Город считался некогда столицею Мизии и впоследствии времени главным городом одной римской провинции. Он стоял на р. Калке, в 120 стадиях от моря. Один из Пергамских царей был известен своею громадною библиотекою, состоявшею из 200 000 томов, и своими общественными работами. Библиотека впоследствии времени была перевезена в Египет. По преданию, Пергамский царь Евмен первый изобрел пергамент, названный так по имени города. Настоящее народонаселение Пергама простирается не свыше 14 000 человек, в числе которых находится немного христиан. Городские жители показывают ту самую церковь, в которую собирались Пергамские христиане для выслушания пророчества Иоанна Богослова о судьбах Пергамской Церкви, равно как и гробницу священномученика Антипы (От 2:13) «верного свидетеля» Господа, по слову таинственно-пророческой книги.
(греч. Pergamon)
город в Малой Азии, столица Пергамского царства, расцвет которого относится к периоду эллинизма (III - II вв. до н.э.). При царствовании Аттала I П. стал культурным центром Малой Азии; здесь была создана одна из крупнейших библиотек того времени. В П. изготовлялся пергамент - материал для письма из выделанных телячьих шкур. В 133 г. до н.э. П. вместе со всем царством отошел под власть Рима - таково было завещание Аттала III. Родом из П. были известный оратор Аполлодор и медик Клавдий Гален.
В результате археологических раскопок под руководством немецкого ученого К. Гумана в П. был обнаружен алтарь Зевса (Пергамский алтарь), который хранится сейчас в музее «Пергамон» в Берлине.
Немировский А.И. Нить Ариадны: Из истории классической археологии. Воронеж, 1989. С. 124-133.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
др.-гр. центр в М. Азии, в архаич. время небольшое поселение. Грандиозное строит-во начал в III в. до н. э. военачальник, затем царь П. Филетрий. В теч. 150 лет П. был самым блестящим культурным центром эллинского мира, по значению тем же, чем были Афины для Греции. Город прекрасно сохран. Осн. часть его располагалась на горе и имела террасную планировку, вытянут город с юга на север, но осн. фасадами ориентирован на запад. Акрополь П. строился по модели афинского, поэтому храм Афины построен в дорич. ордере и без высокого подия, к нему вели двухэтажные пропилеи. Недалеко от храма Афины располагались дворцы правителей П. (Аттала и Евмена) - большие дома с перистильным двором. Терраса с алтарем Зевса - самым крупным и знаменитым сооружением эллин. П. - располагалась на 25 м ниже. Алтарь был в центре нее и виден отовсюду; с этого места открывался обзор на нижн. город со святилищем Деметры, храмом Асклепия, гимнасием, фонтаном. Свящ. участок Асклепия был отдельным обширным комплексом со стоями, театром, лечебницей и б-кой. Основан в IV в. до н. э., наибол. славы достиг во II в. н. э. Театр П., вырубленный в крутом склоне горы акрополя, имеет бол. наклон и знаменит введением новой спец. обуви для актеров - котурнов на высокой подошве. Актеры надевали котурны, чтобы зрители из верхних рядов могли видеть представление.
Е.А.С.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Перг’ам (укрепленный город, цитадель) (Отк.1:11 ; Отк.2:12) — старинный город в западной части Малой Азии, расположенный на судоходной реке Кайкос недалеко от ее впадения в Эгейское море, столица древнего Пергамского царства, позже — столица римской провинции Асия. Здесь находилась одна из знаменитых библиотек древнего мира и здесь же был изобретен пергамент (тонкая кожа ягнят, употреблявшаяся для письма). В этом городе находился храм известного бога-целителя Эскулапа, на который, видимо, имеется намек в Отк.2:13. В настоящее время этот город называется Бергама. От старого города сохранилось много развалин.
Младший сын Неоптолема и Андромахи. После смерти Неоптолема П.и Андромаха переселились в Малую Азию, где П.основал город, названный им Пергамом (версия: переименовал в Пергам мисийский город Тевфраний после того, как убил в поединке царя Арея). П.также называлась цитадель Трои (Илиона).
(Pergamon, Pergamus) и Пергамское государство. П. — древний город в Мизии (Малая Азия) на реках Селинос и Кетейос (теперь Бергама-Чай), притоках Каика. Жители считали себя выходцами из Аркадии. Полководец Александра Великого, Лизимах хранил в П. свою казну (9000 талантов). После смерти Лизимаха (см.) и Селевка Никатора казначей первого, Филетер, при помощи доставшейся ему казны Лизимаха овладел П. и основал (282 г. до Р. Х.) самостоятельное Пергамское государство (см. ниже). Пергамские цари много заботились об украшении своей столицы, особенно Аттал I и Евмен II (147—159), обогативший знаменитую Пергамскую библиотеку, которая еще во времена Клеопатры содержала до 200 тысяч томов. После превращения Пергамского государства в римскую провинцию (130 г. до Р. Х.) П. долго еще оставался цветущим городом (см. Пергамские древности); лишь в византийскую эпоху он пришел в упадок. На месте П. ныне турецкий городок Бергамо. Ср. Ulrichs, "Р., Geschicht e und Kunst" (Лейпциг, 1883). Пергамское государство. Филетер (см. выше) успешно боролся за независимость своей страны с сирийцами и вифинцами. Племянник и преемник его Евмен I (умер в 241 г.) расширил Пергамское государство, одержав победу над Антиохом Сирийским. Ему наследовал Аттал I, принявший царский титул и союзом с римлянами обеспечивший за П. сделанные им и его предшественником завоевания. При его сыновьях Евмене II и Аттале II Филадельфе П. продолжал оставаться умственным и художественным центром Малой Азии. Последний пергамский царь, Аттал III Филометор (138—133), страдал душевным расстройством и завещал П. Риму, минуя своих родственников, которые частью были им умерщвлены. Хотя подлинность завещания оспаривалась, римляне, казнив последнего претендента, побочного сына Евмена II, Аристоника, овладели наследством Аттала (130). П. был сделан главным городом римской провинции Asia propria.