перстень, перстня, муж. Кольцо с каким-нибудь драгоценным камнем для пальца руки. «Глядели на самоцветные перстни на его руке, что похлопывала коня, - огонь брызгал от перстней.» А.Н.Толстой.
п’ерстень — помимо украшения служил также печатью (Быт.41:42 ; Есф.3:10 ; Дан.6:17) для скрепления (подписания и запечатывания) писем, договоров, приказов. (см. печать, украшения)
ПЕРСТЕНЬ, тня, мн. тни, ей и ей, м. кольцо (во 2 знач.) (обычно с драгоценным камнем). Руки в перстнях (со многими перстнями).
| уменьш. перстенёк, нька, м.
| прил. перстневый, ая, ое.
м.
Кольцо с драгоценным камнем для ношения на пальце руки.
(этнографич.) — встречается в сказках, поверьях, песнях и обрядах. В Малороссии кольцо (иногда — венчальное) держат перед родильницей. Золотой перстень встречается в заговорах на роды. Особенно распространено обрядовое употребление перстня на свадьбах. Обмен кольцами входил в свадебный ритуал древних индусов, римлян, древних германцев, англосаксов и славян. В былинах про Ставра (см. Рыбникова, I, 250) кольцо имеет значение символа женского полового органа. С таким значением оно является в некоторых заговорах. Во многих песнях древнего происхождения (преимущественно в песнях литовских) перстень имеет значение символа солнца. В латышской народной поэзии кольцо является постоянной принадлежностью солнечной дочери. См. Сумцов, "О свадеб. обрядах" (76); "Культурные переживанья", 277; "Муж на свадьбе своей жены", 15, 20 (здесь разобран повествовательный мотив определения лица по кольцу). Ср. ст. Обручение.
Н. С—в.
Перстни или кольца составляли в старину у нас необходимую принадлежность мужских и женских украшений; их носили цари и царицы, князья и княгини, святители, бояре, боярыни, житые люди, посадники, крестьяне. Старинные духовные завещания указывают на них как на родовое наследство; в рядных записях они занимают почетное место. П. делались из золота, серебра, меди, булата, железа, олова, украшались различными узорами, насечками, чернью, финифтью и т. п. В середине их вставлялись драгоценные камни (часто изумруд); на них вырезались разные надписи, "людские персоны", птицы, клейма, опахальца и другие изображения. П., надеваемый на большой палец, назывался напалком и был сравнительно массивнее других; П. с резной вставкой назывался жиковиной или жуковиной (слово часто встречающееся в грамотах, особенно крымских, XV и XVI вв.). П. служили также вместо печатей. Было поверье, что перстни можно заколдовывать на пагубу людей: таким считался волшебный П. думного дьяка Ивана Грамотина. Древнейшие П. — киевские (3), найденные в развалинах Феодоровой церкви. В актах известия о них с 1503 г. ("Собр. госуд. грам. и догов.", т. I, № 131).