, а, м.
Форма современного авангардистского искусства, возникшая в 1960-х гг. как синтез возможностей изобразительного искусства и театра и представляющая собой выступление перед публикой художественной галереи или музея, которое сопровождается созданием артефакта или представлением художественного произведения, а также представление, публичная театральная импровизация.
* ► .."перформанс".. пока не очень привычный в наших реалиях вид художественного творчества, который представляет собой синтез инсталляции, пластического искусства, звукового и часто текстового оформления.. Обычно перформанс воспринимается как спонтанный творческий акт, который происходит на глазах у зрителей, а иногда и с их участием. (АиФ-Тбилиси 04.04.07). В рамках выставки пройдут тематические перформансы: например, из только что отваренных макарон будут плести узоры, которые уже через несколько минут застынут и превратятся в композицию. (Ведомости 03.12.10). *
Є англ. performance.
performance — англ.: исполнение, представление.
публичное создание Артефакта по принципу синтеза искусства и не-искусства, не требующее специальных проф. навыков и не претендующее на долговечность. Его сердцевина — жест. Эпатаж, провокационность — органич. свойства П. Его эстетич. спецификой является акцент на первичности и самодостаточности творч. акта как такового (по аналогии с "искусством для искусства" за П. закрепилась характеристика "акт ради искусства"); худож. сверхзадачей — утверждение идентичности творца.
П. как один из ключевых феноменов искусства Постмодернизма возник в 70-е гг. К его художественно-эстетич. предшественникам принадлежат рус. и итал. Футуризм (особую роль сыграла выдвинутая Маринетти в манифесте "Мюзик-холл", 1913, концепция "театра неожиданности", профанирующего классич. искусство своей эфемерной мюзик-холльностью), Дадаизм, Хэппенинг, Боди-арт, концептуальное искусство (см. Концептуализм), фонетич. поэзия К. Швиттерса, театр жестокости А. Арто, а также творч. опыт движения "Флюксус" и япон. группы Гутай.
Если в США П. достаточно профессионализирован и близок к исполнительскому искусству (танец, музыка, пение и т.д.), то в Европе и Канаде он сохранил свой радикальный характер, раскованность, яркое личностное начало. Свидетельства тому — "концептуальное шаманство" И. Бейса, "живая скульптура" Гилберта и Джорджа.
П. — искусство мгновения, балансирующее на грани бытия и небытия. И если культура постмодернизма — своеобр. "театр памяти", то П. входит в ее состав как символ забвения.
Лит.: Inga-Pin L. Performances. Happening, Actions, Events, Activities, Installations. Padoue, 1978; Battcock G., Nickas R. The Art of Performance. A Critical Anthology. N.Y., 1984; Labelle-Rojoux A. L'Acte pour 1'art. P., 1988; Groupes, mouvements, tendances de 1'art contemporain depuis 1945. P., 1989.
Н.Б. Маньковская.
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996
(перфоманс) (англ. performance, букв. - представление), вид художественного творчества, объединяющий возможности изо-искусства и театра. Ему предшествовали "живые картины", но окончательно он сложился в акциях представителей дадаизма и в особенности концептуального искусства. В отличие от хэппенинга, рассчитанного на активное зрительское соучастие, в перформансе всецело доминирует сам художник или специальные статисты, представляющие публике живые композиции с символическими атрибутами, жестами и позами.