19 мая 2024
450 тысяч слов
+17 за сегодня

Значения слова перформанс

все
Толковый словарь русского языка ХХI века
Культурология. Словарь-справочник
Энциклопедический словарь

Толковый словарь русского языка ХХI века

перформанс

   , а, м.

   Форма современного авангардистского искусства, возникшая в 1960-х гг. как синтез возможностей изобразительного искусства и театра и представляющая собой выступление перед публикой художественной галереи или музея, которое сопровождается созданием артефакта или представлением художественного произведения, а также представление, публичная театральная импровизация.

   * ► .."перформанс".. пока не очень привычный в наших реалиях вид художественного творчества, который представляет собой синтез инсталляции, пластического искусства, звукового и часто текстового оформления.. Обычно перформанс воспринимается как спонтанный творческий акт, который происходит на глазах у зрителей, а иногда и с их участием. (АиФ-Тбилиси 04.04.07). В рамках выставки пройдут тематические перформансы: например, из только что отваренных макарон будут плести узоры, которые уже через несколько минут застынут и превратятся в композицию. (Ведомости 03.12.10). *

   Є англ. performance.

Культурология. Словарь-справочник

перформанс

performanceангл.: исполнение, представление.

публичное создание Артефакта по принципу синтеза искусства и не-искусства, не требующее специальных проф. навыков и не претендующее на долговечность. Его сердцевина — жест. Эпатаж, провокационность — органич. свойства П. Его эстетич. спецификой является акцент на первичности и самодостаточности творч. акта как такового (по аналогии с "искусством для искусства" за П. закрепилась характеристика "акт ради искусства"); худож. сверхзадачей — утверждение идентичности творца.

П. как один из ключевых феноменов искусства Постмодернизма возник в 70-е гг. К его художественно-эстетич. предшественникам принадлежат рус. и итал. Футуризм (особую роль сыграла выдвинутая Маринетти в манифесте "Мюзик-холл", 1913, концепция "театра неожиданности", профанирующего классич. искусство своей эфемерной мюзик-холльностью), Дадаизм, Хэппенинг, Боди-арт, концептуальное искусство (см. Концептуализм), фонетич. поэзия К. Швиттерса, театр жестокости А. Арто, а также творч. опыт движения "Флюксус" и япон. группы Гутай.

Если в США П. достаточно профессионализирован и близок к исполнительскому искусству (танец, музыка, пение и т.д.), то в Европе и Канаде он сохранил свой радикальный характер, раскованность, яркое личностное начало. Свидетельства тому — "концептуальное шаманство" И. Бейса, "живая скульптура" Гилберта и Джорджа.

П. — искусство мгновения, балансирующее на грани бытия и небытия. И если культура постмодернизма — своеобр. "театр памяти", то П. входит в ее состав как символ забвения.

Лит.: Inga-Pin L. Performances. Happening, Actions, Events, Activities, Installations. Padoue, 1978; Battcock G., Nickas R. The Art of Performance. A Critical Anthology. N.Y., 1984; Labelle-Rojoux A. L'Acte pour 1'art. P., 1988; Groupes, mouvements, tendances de 1'art contemporain depuis 1945. P., 1989.

Н.Б. Маньковская.

Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Энциклопедический словарь

перформанс

(перфоманс) (англ. performance, букв. - представление), вид художественного творчества, объединяющий возможности изо-искусства и театра. Ему предшествовали "живые картины", но окончательно он сложился в акциях представителей дадаизма и в особенности концептуального искусства. В отличие от хэппенинга, рассчитанного на активное зрительское соучастие, в перформансе всецело доминирует сам художник или специальные статисты, представляющие публике живые композиции с символическими атрибутами, жестами и позами.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Предложения со словом перформанс

  • Свистоплясова путем невероятных интриг и усилий добилась выступления своего протеже в Амстердаме, но, как выяснилось, площадка для перформанса была выбрана неудачно – третьеразрядное варьете на окраине города, народу собралось крайне мало, пресса вообще не пришла, а в довершение конфуза художник, объевшийся какой-то дряни накануне, вместо аккуратной кучки экскрементов навалил преогромную отвратительную кучу и наполнил маленький зал зловонием.
  • Причем, по условиям перформанса, в этот метатекст включаются друзья, коллеги и знакомые «поэта Димы», фигурирующие под своими собственными именами – что, казалось бы, должно свидетельствовать о чуть ли не документальности нарратива, а на самом деле лишь обнажает комическое противоречие между знаками «аутентичности» – и безличными, анонимными и синтетическими дискурсивными практиками, манифестирующими «жизнь поэта» в культуре.
  • Мне показалось, что это поможет зрителям с другой позиции взглянуть на перформанс, а перформерам взять часть материала из движений зрителей и, тем самым установить другие отношения между перфомерами и зрителями.
  • Батлер демонстрирует свою теорию на примере перформанса травести (дрэг), пользуясь театральной лексикой и указывая на отсутствие «естественного» происхождения гендерной идентичности.