пиктография, пиктографии, мн. нет, жен. (от лат. pictus - писанный красками и греч. grapho - пишу) (этнол., филол.). Древнейшая, добуквенная система письма, средством которого являются рисунки.
То же, что пиктографическое письмо.
(от лат. pictus - нарисованный и греч. grarho - пишу), рисуночное письмо, способ передачи сообщения при помощи последовательности рисунков.
(от лат. pictus «нарисованный», γράφω «пишу») – этап развития письма, когда слово или понятие передавались в виде рисунков (См. Логограмма, Идеограмма) Существовала у некоторых народов до 20 в. Древнейшие образцы, пиктограмм относятся к эпохе палеолита. Любая пиктограмма может толковаться очень широко: она может быть прочтена как слово, синоним или метафора этого слова, словосочетание или как целое предложение. У некоторых народов (деловары, юкагиры, йоруба, ацтеки) пиктография сложилась в весьма развитую систему и могла развиться в словесно-слоговое письмо.
Помимо протоиндийского (хараппского) в Индии засвидетельствовано «картинное» слоговое письмо поздней рукописи относительно древнего религиозного сочинения «Варнабиджакоша»
В современных языках, (например, в европейских) пиктография применяется как вспомогательная система письменности (эмблемы, указательные знаки) а также в метаписьменностях.
ПИКТОГРАФИЯ, и, ж. То же, что рисуночное письмо.
| прил. пиктографический, ая, ое.
ж.
Древнейшая форма письменности: изображение предметов, событий и действий
условными рисунками.
или образное письмо, — передача образов, впечатлений, событий, мыслей с помощью рисунка. С одной стороны, такие "образные письмена" неотличимы иногда от бесцельных рисунков, выводимых на скалах, стенах пещер, заборах, на классных столах и т. п., или от изображений и узоров, воспроизводимых на разных предметах в целях украшения; с другой стороны, они переходят в настоящие идеографические, а затем фонетические письмена, о чем свидетельствует анализ египетских, древних китайских и некоторых других иероглифов. Всего чаще и дольше сохраняются подобные "писаницы" на камне, на скалах (см. Петроглифы); Андрэ собрал массу примеров из Африки (вади Мокаттеб на Синае, вади Телиссаре в Феццане, в Алжире, Кордофане, стране Сомали, Трансваале), Сев. и Южн. Америки, Австралии, Азии и Европы. Известны исписанные концентрическими кругами и крестами скалы в Нортумберланде (Англия), изображения на скальдах в Швеции, Ирландии, на Онежском оз., "писаницы" (изображения зверей, людей и пр.) по Енисею, Тоболу и т. д., "оленные камни" в Монголии и т. п. Наиболее изучены подобные изображения у североамериканских индейцев; Mallery посвятил им обширные трактаты со множеством рисунков. Он начинает с объяснения сравнительно недавних изображений, смысл которых еще понятен старикам, и переходит затем к аналогичным изображениям более древних времен. Почти все эти изображения представляют реальные предметы; символы и эмблемы встречаются очень редко. Многие из них напоминают о важных для отдельных племен событиях (войнах, договорах, голодовках, обилии дичи в известный год, смерти известного вождя, переселении и т. п.); некоторые связаны с мифами и религиозными обрядами, другие увековечивают посещения мест отдельными личностями. Манера изображения (людей, зверей и т. п.) почти одинакова у всех индейцев, равно как и обычные обозначения смерти (напр., от раны на войне), союза, принадлежности к известному клану или роду, происхождения одного лица от другого и т. д. См. Mallery, "Pictographs of the North-American Indians" (в "Reports of the Bureau of Ethnology", 1886, след.), а вообще о "петроглифах", рисовании у дикарей, знаках собственности — R. Andr é e, "Ethnographische Parallelen und Vergleiche" (1878 и 1889). Ср. еще Grosse, "Die Anf änge der Kunst" (1894, сер. VI—VII).
Д. А.