или плагиальный — зависимый, производный; так называются четыре лада, прибавленные папою Григорием Великим к четырем амвросианским автентическим ладам. П. лады отстоят от последних на чистую кварту вниз.
1-й автентический лад — ре, ми, фа, соль, ла, си, до, ре.
1-й плагальный лад — ла, си, до, ре, ми, фа, соль, ла.
2-й автентический лад — ми, фа, соль, ла, си, до, ре, ми.
2-й плагальный лад — си, до, ре, ми, фа, соль, ла, си.
3-й автентический лад — фа, соль, ла, си, до, ре, ми, фа.
3-й плагальный лад — до, ре, ми, фа, соль, ла, си, до.
4-й автентический лад — соль, ла, си, до, ре, ми, фа, соль.
4-й плагальный лад — ре, ми, фа, соль, ла, си, до, ре.
Тоникою каждого П. лада считалась не первая его нота, а тоника автентического лада, от которого П. произошел; значит, в первом П. ладе тоника будет — ре, во втором — ми, в третьем — фа, в четвертом — соль. Хотя первый автентический лад по звуку совершенно схож с четвертым П., но отличается тем, что имеет тоникою ноту ре, а не соль. См . Каденции.
Н. С.