(ок. 45- ок. 127), древнегреческий писатель и историк. Главное сочинение - "Сравнительные жизнеописания" выдающихся греков и римлян (50 биографий). Остальные дошедшие до нас многочисленные сочинения объединяются под условным названием "Моралии".
(из Херонёи (ок. 45 - ок. 127), греческий писатель и философ-моралист. Принадлежал к платоновской Академии и исповедовал культ Платона, отдавая дань многочисленным стоическим, перипатетическим и пифагорейским влияниям в духе характерного для того времени эклектизма. Его интерпретация Платона продолжала линию Посидония. Полемизируя со стоическим натурализмом и пантеизмом, П. часто склонялся к пониманию материи как космического начала несовершенства, дуалистически противостоящего трансцендентному Богу. Посредники между миром и Богом - демоны (гении). Философия для П. — не систематическая дисциплина, а орудие самовоспитания универсально развитого дилетанта. Это роднит П. с современной ему античной вульгарной философией; однако если для моралистов стоического, кинического и эпикурейского типа характерен пафос резкого противоположения критикуемой действительности и спасительной проповеди, то П. постоянно апеллировал в своей этике к исторически сложившимся данностям человеческих отношений. Отсюда его отвращение к доктринерству, нежизненному ригоризму (напр., в полемике против стоиков) и в то же время обывательское почтение ко всему общепринятому. Этическая норма для П. — не утопическая теория, а идеализированная практика старой полисной Греции, поэтому он прибавлял к моральным трактатам и диалогам дополняющий их цикл «Параллельных жизнеописаний» знаменитых греков и римлян прошлого, где моральный идеал выясняется на конкретном историческом материале. Историческое повествование в биографиях П. всецело подчинено моральной проблематике. В центре морали П. стояли понятия Jiai5eia («образования», «просвещения», т. е. эллинской духовной культуры) и ф1^аУ0рштйа («человеколюбия», т. е. эллинской гуманности).
Разработанный П. идеал античной гуманности и гражданственности широко использовался в Новое время. Монтеню импонирует враждебность П. аскетизму и доктринерству, Руссо — его внимание к «естественным» черточкам человеческой психологии и свободолюбие; гражданственность создала П. огромную популярность у идеологов Великой французской революции. Морализм П. пытался реставрировать Эмерсон.
Сергей Аверинцев.
София-Логос. Словарь
(греч. Plutarchos)
(ок. 46 - ок. 127 н.э.)
греческий писатель и философ из Херонеи в Беотии; образование получил в Афинах, много путешествовал, побывал в Дельфах, Риме, Спарте, Коринфе, Патрах, Сардах и пр. Император Траян пожаловал ему достоинство консуляра. В родной Херонее П. основал философскую школу, посвятив себя педагогической деятельности; избирался архонтом, был включен на склоне лет в коллегию дельфийских жрецов.
Литературное наследие П. составляет более 200 произведений, из которых сохранилось около половины, - послания, трактаты, философские диалоги, объединенные общим названием «Моралии». Наибольшей популярностью еще в античности пользовались его «Сравнительные жизнеописания» - 46 парных и несколько одиночных биографий знаменитых греческих и римских гос. деятелей и полководцев. Это произведение - вершина античного биографического жанра. Не претендуя на глубокую историчность, П. положил в основу биографий идею индивидуализма и веры в выдающуюся личность, которая может творить и изменять исторические события. Эта личность понималась П. как некий законченный характер. Писатель стремился привить сознанию людей определенные этические ценности, добродетели, позволяющие развить всю совокупность возможностей, заложенных в человеке природой. Именно добродетели и пороки, по мнению П., лучше всего постичь на исторических примерах.
Плутарх. Сравнительные жизнеописания: В 3 т. М., 1961-1965; Плутарх. Избранные биографии / Вст. ст. С.Я. Лурье. М.; Л., 1941; Плутарх. Моралии / Пер. под ред. Л.А. Фрейберг, М.Л. Гаспарова // ВДИ. 1976. № 3-4; 1977. № 1-4; 1978. № 1-4; 1979. № 1-4; Плутарх. Застольные беседы. Л., 1990; Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография: К вопросу о месте классика жанра в истории жанра. М., 1973; История греческой литературы: В 3 т. Т.3. М., 1960. С. 173-186.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
(ок. 46 - ок. 126)
Греческий эссеист и биограф, родился в Херонее (Беотия), учился в Афинах, был жрецом Аполлона Пифийского в Дельфах, путешествовал в Египет, Италию, жил в Риме. До нас дошла большая часть трудов Плутарха, посвященных научным, моральным и литературным вопросам, самые известные из них - "Моралии" и "Сравнительные жизнеописания"; в последнем попарно сравниваются греческие и римские военные и государственные деятели. Плутарх не признает детерминированности поступков, поэтому его попутной целью является анализ тех или иных действий рассматриваемого им персонажа, их взаимосвязь с натурой, в истоках которой как бы закодированы обстоятельства жизни.
Труды Плутарха - неоценимый документ эпохи, оказавший грандиозное влияние на возрожденческий гуманизм. Монтень, Шекспир, немецкие классики обязаны Плутарху своим вдохновением.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
др.-гр. писатель. Род. в Херонее (Беотия), происх. из древ, состоят, рода. Получил филос. образ, в Афинах, изучал также естеств. науки (физику, математику) и риторику. Был наместником рим. провинции Ахея, ок. 95 принят в коллегию дельфийских жрецов. По полит, воззрениям П. был человеком консервативных взглядов, его романофильские убеждения снискали ему благорасположение рим. императоров Траяна (98 - 117) и Адриана (117-138). П. много путешествовал, побывал в городах Греции, Италии, М. Азии, Египте, неоднократно посещал Рим, где получил рим. гражданство. Из огром. лит. наследия П. (ок. 300 трудов) сохран. свыше 150 соч., к-рые принято делить на: 1. «Моральные» трактаты (услов. назв.) и 2. Биографии. «Моральные» трактаты П. выходят далеко за пределы этики; рассматривают также проблемы лит., филос., медицины, риторики, ист. музыки и теологии, показывая широту интересов и универсальную образованность их автора. П. не был глубоким и самостоятельным мыслителем, скорее он эклектик, к-рый интересовался не столько вопросами теорет. философии, сколько религией и моралью. В трудах, посвящ. этике («О счастье или доблести Александра Великого», «О счастье римлян» и др.), П. рассматривает знач. добродетели и судьбы в челов. делах. В соч. на полит.темы («О монархии, демократии и олигархии») отдает предпочтение монархическому строю по ср. с демократией и олигархией. В трактате «О лице на диске луны» дает много сведений по истории астроном, и физ. воззрений греков. Диалог «О музыке» - ценнейший источник по истории антич. музыкальной культуры. В филол. произв. у П. содержатся комментарии к Гомеру, Гесиоду и др. древ, писателям. Особый интерес для антич. фольклора представляют его «Римские проблемы» и «Греческие проблемы». В «Застольных беседах» П. затрагивает вопросы быта, этики, эстетики, лит., иск-ва, истории, естествознания. Одн. для Нового вр. осн. значение имеют «Сравнительные жизнеописания» П., где представлены 23 пары биографий выдающихся греков и римлян. Им написаны еще 4 биографии, не вошедшие в «Жизнеописания». Основу всех биогр. сост. вера в возможности выдающейся личности творить и изменять ист. события по своему желанию. И в «Жизнеописаниях» П. оставался моралистом: он пытался внедрить в сознание человека опред. этические ценности, позволяющие развить заложенные в нем природные данные. Нередко идеализируя своих героев, П. стремился показать достойные образцы поведения, высокие морал. качества, строгую добродетель и простоту нравов, героизм, преданность родине. Для написания биографий П. пользовался как трудами историков классич. периода Греции, так и историографией эпохи эллинизма. Язык П. близок к традициям аттич. писателей; богат сравнениями, метафорами, цитатами. Немногие из гр. писателей пользовались в позднейшее вр. такой популярностью, как П., в чьих трудах видели идеалы гражданственности и патриотизма.
Лит.: Аверинцев С. С. Плутарх и античная биография. М., 1973
Е.С.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)
(ок. 46 – 127 гг.)
древнегреческий писатель, историк, был верховным жрецом Аполлона Пифийского в Дельфах. Во время путешествия в Египет и Италию встречался с выдающимися людьми, среди других императором Трояном и Адрианом. Насыщенная духовная жизнь находит отражение в его трудах. В 46 «Сравнительных жизнеописаниях» содержатся 23 пары биографий выдающихся греков и римлян. Вторую большую группу его сочинений составляют труды под заголовком «Моралии». Это научные труды о семейной жизни, воспитании, дружбе, недостатках характера и их преодолении. Труды Плутарха имели огромное воздействие, особенно начиная с эпохи гуманизма, на умы последующих поколений во всех странах.
(ок. 46-ок. 127)
древнегреческий писатель, философ-моралист, историк. Основал философско-нравственную школу и посвятил себя педагогической и просветительской деятельности. Как философ П. следовал учению Платона.
Автор морально-философских и историко-биографических сочинений. Наследие П., по сведениям древних, включало св. 200 сочинений. Литературная деятельность П. носила, прежде всего, просветительский и воспитательный характер. Его произведения обращены к широкому кругу читателей и имеют ярко выраженную морально-этическую направленность, связанную с традициями жанра поучения - диатрибы. Центральное место занимают произведения моралистического содержания, благодаря которым весь раздел получил название "Нравственные сочинения", или "Мoralia". П. подробно рассматривал вопросы семейной этики, любви и дружбы. Другие произведения П. написаны в жанре историко-художественных биографий. В "Сравнительных жизнеописаниях" разработан новый тип биографии - моралистико-психологические этюды. П. создал галерею образов знаменитых государственных деятелей, ораторов, полководцев (Ликург, Перикл, Цезарь, Цицерон, Демосфен и др.). П. - автор сочинений по практической морали ("О зависти и ненависти", "Как отличить льстеца от друга", "О любви к детям" и др.), о влиянии литературы на человека ("Как юношам знакомиться с поэзией"). Разработанный П. идеал гуманности и гражданственности получил дальнейшее развитие в эпохи Возрождения и Просвещения.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 396)