(греч. pneuma - дыхание, дуновение, дух), термин древнегреческой медицины и философии, в стоицизме жизненная сила, отождествляемая с логосом-первоогнем, космическое "дыхание", дух; в христианстве "святой Дух", третье лицо Троицы.
— У перипатетиков П. (дыхание) считалась физиологическим основанием психической деятельности. Филон признавал П. посредствующим принципом между Богом (духом) и миром (материей). Отсюда у гностиков пневматиками назывались люди, находящиеся под властью божественной П., в противоположность людям, находящимся под властью материи (ΰλη) или чувственной души (ψυχή).
— мелодический прием в григорианском пении, в котором группа тонов в виде колоратуры или мелодической фигуры, исполнявшаяся на один слог слова, называлась П. Эта фигура делалась на последнем слоге антифона. П. носила радостный, светлый характер и в особенности применялась на слове "Аллилуйя". Знак, обозначавший П., тоже получил название П.
Н. С.