повествование, повествования, ср. (книж.).
1. только ед. Действие по гл. повествовать.
2. Повесть, рассказ о каком-нибудь событии.
3. Часть литературного изложения, в котором идет речь о совершающихся события и ходе действия, в отличие от описания и рассуждения (лит.).
функционально-смысловой тип речи, в котором говорится о развивающихся действиях, состояниях, процессах, событиях. П. располагает для реализации этого содержания специфическими языковыми средствами.
По своему значению, структуре и модальности П. с его динамичностью противопоставлено описание. Для выражения динамики действия П. обладает многообразной системой лексических и грамматических средств: семантические ряды глаголов со значением последовательности действий; смена временного плана в формах глагола; видовые формы глаголов со значением возникновения и мгновенности действия; вспомогательные глаголы, обозначающие возникновение действия или признака; обстоятельственные слова со значением временной последовательности; союзы со значением чередования, сопоставления или возникновения действия; порядок слов в предложении и микротеме.
П. художественного стиля богато и экспрессивно-эмоциональными, и стилистическими средствами выражения мысли, особенно в речи рассказчика, где используются различные стилистические пласты лексики, эмоциональные частицы, экспрессивные грамматические формы. Например: «— Так-то оно было,— продолжал рассказывать Пров, прижимая черным пальцем золу к трубочке, — нельзя счесть, сколько он погубил нашего народу... Вышлет генерал Барятинский войск, и все это войско Шамиль погубит... Сколько наших косточек на этом Кавказе легло, и-их, братцы мои...» (АТолстой. Петушок).
Лит.: См. лит. к статье Описание.
Л.Е. Тумина
в риторике: рассказ о событиях в последовательном порядке; П. предполагает рассказчика; П. субъективно, т.к. включает разделенные образы рассказчика и аудитории; П. основано на широком применении глагола, что активизирует такие категории, как время, наклонение, вид, залог; в П. дейксис и модальность лежат в основе выделения аудитории словом и одновременно служат инструментом смысловой организации всего высказывания, границы которого определяются выраженным в слове единством действия.
1. Тип текста, основанный на рассказе о событиях, действиях. П. употребительно в художественной, разговорной, публицистической речи. В художественной речи повествование направлено на воплощение художественного образа, в публицистической – на передачу фактов, в разговорной речи оно тесно связано с эмоционально-оценочной информативностью высказывания. Инвариантная схема П. как типа текста включает ряд компонентов. Во-первых, это характеристика ситуации общения, в которой определяется отношение автора к получателю информации, формулируются задачи общения при помощи создаваемого текста, называются функции общения. Во-вторых, дается перечень структурно-композиционных частей, в который, как правило, входят: начало события (или завязка), развитие события (по-другому: развитие действия, кульминация), конец события (или развязка). В-третьих, характеризуется набор языковых средств, свойственных повествовательному типу письма: это ряды глаголов-сказуемых со значением последовательности действий, формы слов или словосочетания, выражающие обстоятельственные значения времени, места и др. языковые средства. В повествовательный текст могут вводится элементы описания или рассуждения.
2. в риторике: рассказ о событиях в последовательном порядке;
П. предполагает рассказчика;
П. субъективно, т.к. включает разделенные образы рассказчика и аудитории;
П. основано на широком применении глагола, что активизирует такие категории, как время, наклонение, вид, залог;
в П. дейксис и модальность лежат в основе выделения аудитории словом и одновременно служат инструментом смысловой организации всего высказывания, границы которого определяются выраженным в слове единством действия.
формально-семантический пласт литературного произведения, не связанный с речью того или иного персонажа.
Рб: язык. Изобразительно-выразительные средства
Корр: авторская речь (не путать!)
Вид: "Поток сознания"
Асс: образ повествователя
* "Решающую роль в эпическом роде литературы играет повествование, то есть рассказ о происшедших событиях, который ведется "со стороны". Между временем действия и временем повествования о нем существует определенное расстояние. В отношении к повествованию изображаемое выступает как прошедшее" (Г.Н. Поспелов).
"Значительно чаще встречается тип повествования, в котором ряд речевых особенностей вообще не связан с особенностями речи персонажей, а представляет собой так называемую авторскую речь" (Л.И. Тимофеев). *
, -я, ср., книжн.
Изложение, рассказ о каких-н. событиях, фактах, людях.
* Неторопливое повествование. *
|| прил. повествовательный, -ая, -ое.
* Повествовательное предложение. *
в противополо женность описанию — изображение событий или явлений, шающихся не одновременно, а следующих друг за другом или обусловливающих друг друга; это главная часть авторской монологической речи.
Тип текста, отражающий мир в динамике, во времени. Рассказ о событии. Выделяется: объективированное, субъективное повествование и сообщение.
Syn: рассказ
в эпическом литературном произведении речь автора или персонифицированного рассказчика, т. е. весь текст произведения, кроме прямой речи персонажей.
ПОВЕСТВОВАНИЕ, я, ср. (книжн.). Связный рассказ о какихн. событиях, о чёмн. совершившемся. Авторское п.
— термин школьной теории словесности: один из четырех видов прозаического сочинения (описание, рассуждение, речь ораторская, П.). Определяется П. как изображение предмета (действия, события, происшествия) во времени (Стоюнин), в последовательном развитии, "в переходах от одного состояния к другому" (Филонов) в противоположность описанию — изображению предмета в пространстве "в известный, определенный момент времени" (Зеленогорский). Стоюнин полагал, что П. "представляет жизнь в связи с законами духа", а описание — "в связи с законами природы, которая дает предмету известный вид". Помимо таких метафизических основ, противоположение П. и описания имеет значение, поскольку основывается на различении статической и динамической точек зрения на явления. Эта внутренняя противоположность имеет и внешнее выражение: "описание излагается по логическому плану, П. — по историческому плану, в хронологической последовательности событий". П. распадается, однако, на те же три части, обязательные для "прозаического сочинения": вступление, изложение и заключение. Деление его на виды неопределенно. Учебные планы, определяющие содержание наших учебников теории словесности, различают следующие виды П.: летопись, записки (мемуары), биографию, характеристику, историю. Деление это, координирующее понятия, подчиненные друг другу, лишенное единого основания (terlium divisionis) и подводящее характеристику и даже историю — науку, в современном ее виде являющуюся по преимуществу исследованием, рассуждением, — под понятие П., очевидно лишено научного значения.
Ар. Г.