повечерие, повечерия, ср. (церк.). Одна из церковных служб у православный христиан.
богослужение дневного круга, совершаемое в дни, установленные Типиконом. Название происходит от монастырской практики совершать повечерие после вечерней еды – вечери. Различаются великое и малое повечерия. Великое повечерие состоит из трех частей и по содержанию напоминает утреню.
В первой части повечерия поется песнопение, прославляющее пришествие в мир Спасителя: «С нами Бог». Вторая часть имеет покаянный характер. Третья – хвалебная, соответствует третьей части утрени: читается великое славословие, поется (или читается) канон, а после того поется тропарь: «Господи сил, с нами буди» со стихами из 150-го псалма. Великое повечерие совершается в Великий пост и накануне великих праздников Рождества Христова и Богоявления. Во все прочие дни совершается малое повечерие, представляющее собой значительное сокращение великого.
общественное богослужение, совершаемое вечером. Название происходит от монастырской практики совершать повечерие после вечерней еды - вечери. Повечерие бывает малое и великое. Малое совершается во все дни, кроме Великого поста и праздников Рождества Христова и Богоявления, когда совершается великое. В чин малого повечерия входят 50, 69, 142 пс. великое славословие, Символ веры. канон (не во все дни), молитва "Отче наш", тропари и ипакои. В чин великого, состоящий из трех частей, входят: (1я часть) пс. 69. канон (в первые четыре дня Великого поста т.н. Великий канон, написанный Андреем Критским), пс 4, 6, 12, 24, 30, 90, пение "С нами Бог". (Ис. 8, 818; 9, 27), тропари, Символ веры; (2я) пс. 50, 101, молитва Манассии (2 Пар.), "Отче наш", тропари; (3я) пс. 69, 142, великое славословие, "Отче наш", канон, в Великий пост молитва Ефрема Сирина, отпуст и сугубая ектения; в конце каждой части читаются отпустительные молитвы. В современной приходской практике великое повечерие почти не совершается, к роме дней Великого поста, когда читается канон Андрея Критского, и праздника Богоявления.
вечернее богослужение, которое больше характерно для монастырей. Название произошло от монастырской практики служить повечерие после вечерней трапезы. Оно может быть малым и великим. В монастырях малое повечерие служат каждый день. Великое повечерие положено по Уставу в праздники Рождества и Крещения Господня, а также в дни Великого поста. В приходских храмах повечерие служат очень редко: только в дни Великого поста, когда положено читать Великий канон Андрея Критского.
ср.
Одна из церковных служб у православных христиан.
— одна из повседневных церковных служб православной церкви. Получило начало, по свидетельству преп. Кассиана (ум. в 435 г.), от обычая иноков отправлять П. в своих кельях. С конца V и начала VI в. II. в восточной церкви известно было под именем άποδειπνον, в западной — под именем completorium (пополнение). Из устава св. Бенедикта видно, что обычай петь П. отдельно от вечерни сделался общеупотребительным только с VI в. В древних богослужебных книгах П. называется великим; древняя церковь, по-видимому, не знала деления П. на великое и малое. Ныне великое П. разделяется на три части, из которых каждая составляет как бы отдельную службу, имея свои вступительные и заключительные молитвы и свои тропари. Великое П. отправляется в великом посту и вместе с утренею — в праздники Рождества Христова, Богоявления и Благовещения. П. первых четырех дней первой седмицы великого поста называется малым стоянием. Название "стояние" указывает как на продолжительность совершения П., так и на молитвенно-покаянный характер его (читается канон св. Андрея Критского); малым же оно называется в отличие от "Андреева", или "Мариина", стояния, бывающего в четверти к пятой седмицы, и великого, или утреннего, стояния в вел. пяток. Тому же П. усвояется еще наименование мефимонов или ефимонов (от έφυμνειον — припев), так как одни только повечерия первой седмицы имеют канон с припевом на каждом стихе (см. П. Лебедев, "Наука о богослужении православной церкви", Москва, 1890, стр. 85—86). Малое повечерие есть сокращение великого, совершается в обыкновенные дни после вечерни (за исключением недели св. Пасхи, когда оно совершается по особенному уставу, и великого поста). Как великое П., так и малое состоят преимущественно из чтения псалмов, великого славословия, символа веры, канона, молитвы Богородице ("Нескверная, Неблазная") и молитвы на сон грядущим.