повторение, повторения, ср.
1. только ед. Действие по гл. повторить-повторять. «Повторенье - мать ученья.» (посл.) Повторение пройденного.
2. только ед. Действие по гл. повториться-повторяться. Повторение болезни.
3. Повторяющееся место, слова и т.п. (в литературном, музыкальном и т.п. произведении). Встречаются излишние повторения.
Повторение - мать учения - полученные знания нужно закреплять повторением
возвращение к ранее пройденному учебному материалу; необходимое условие прочного, глубокого и системного усвоения содержания обучения.
Ряд требований к П., осн. на анализе природы памяти, сформулировал К.Д. Ушинский: активность учащихся; П. как предупреждение поверхностности усвоения; П. в новых комбинациях; систематизация материала.
Дидактические требования к П. опираются на закономерности процесса обучения и данные педагогической психологии. П. эффективно только в том случае, когда в содержание обучения заложено развитие идей, понятий, умений; если в его построении соблюдаются преемственность и системность. Для того чтобы П. не было механическим воспроизведением ранее пройденного, содержание и методы обучения должны включать элементы новизны. Иначе П. не эффективно и ведёт к потере интереса к учению. Возвращение к пройденному всегда должно сочетаться с углублением и совершенствованием знаний, умений, убеждений, вести к их систематизации и обобщению.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 201)
ПОВТОРЕНИЕ – в изобразительном искусстве: авторская копия художественного произведения в размере оригинала (иногда меньше его). Повторение может отступать от оригинала во второстепенных деталях.
•
ср. дублет, реплика, вариант
Syn: возвращение, рецидив
в психологии, одно из условий запоминания и усвоения материала. П. заучиваемого материала улучшает его сохранение и облегчает его последующее воспроизведение. Важно распределение П. во времени: экспериментально установлено, что существует оптимальное соотношение между длительностью периодов упражнений и пауз, которое зависит прежде всего от характера и сложности задания, а также от индивидуальных особенностей испытуемого. Активное воспроизведение по памяти приводит к лучшему запоминанию, нежели простое П. материала. Вместе с тем П. по своей психологической природе есть лишь повторное решение некоторой задачи, которое буквально никогда не повторяет предыдущего.
Лит. см. при ст. Память .