погребение, погребения, ср. (книж.). Действие по гл. погрести1-погребать; похороны. «Приготовили к погребению по установленному чину.» Достоевский.
проводы усопшего христианина в соответствии с требованиями Церкви. По смерти тело усопшего мирянина омывается, тело монаха лишь отирается водою, а тело священника отирается губкой, пропитанной елеем. Затем умершего одевают в чистые одежды, сообразные его званию или служению: так, например, военных одевают в форменную одежду, а на диакона, священника и архиерея надевают их служебные облачения. Архиерею и священнику на грудь полагается Евангелие, в руки дается крест, диакону – кадило, мирянину – икона. Во время отпевания на чело умершего полагается венчик – бумажная лента с изображениями Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Предтечи, а в руки влагается разрешительная грамота. До отпевания, в продолжение нахождения умершего в доме, над мирянином читается Псалтирь, а над архиереем и священником Евангелие. Перед погребением гроб с телом умершего приносится в храм, где ставится головою к дверям, ногами к алтарю – к востоку. Отпевание производится после литургии, при открытых Царских вратах. После отпевания процессия с пением «Святый Боже», в предшествии священника, отправляется к могиле, где совершается лития. Покойник полагается лицом (ногами) к востоку. В ногах устанавливается крест, обращенный к усопшему.
погреб’ение — по закону должно следовать в тот же день, когда человек умер (Втор.21:23). Погребали евреи своих умерших в гробах — естественных или искусственных углублениях в земле и скалах. При погребении тело обертывалось пеленами, обильно смоченными мастями (Иоан.19:39 -40). Такое погребение считалось честью для человека (2Цар.2:5), но если его бросали, то такое погребение называлось «ослиным» (Иер.22:19). (см. гроб)
проводы усопшего христианина в соответствии с требованиями Церкви. По смерти тело усопшего мирянина омывается, тело монаха лишь отирается водою, а тело священника отирается губкою, пропитанною елеем. Затем умерший одевается в чистые одежды, сообразные его званию или служению: так, например, военные одеваются в форменную одежду, а на диакона, священника и архиерея надевают их служебные облачения. Архиерею и священнику на грудь полагается Евангелие, в руки дается крест, диакону - кадило, мирянину - икона. Во время отпевания на чело умершего полагается венчик - бумажная лента с изображениями Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Предтечи, а в руки влагается Разрешительная грамота. До отпевания, в продолжении нахождения умершего в доме, над мирянином читается Псалтирь, а над архиереем и священником Евангелие. Перед погребением гроб с телом умершего приносится в храм, где ставится головою к дверям, ногами к алтарю - к востоку. Отпевание производится после литургии, при открытых Царских вратах. После отпевания процессия с пением "Святый Боже", в предшествии священника, отправляется к могиле, где совершается лития. Покойник полагается лицом (ногами) к востоку. В ногах устанавливается крест, обращенный к усопшему.
(похороны), обычаи захоронения покойников (в археологии - и само захоронение). Появилось в эпоху мустьерской культуры. Обряды погребения отражали двойственное стремление - удалить, обезвредить умершего и проявить заботу о нем: связывание трупа, заваливание камнями, кремация и т. п. сочетались со снабжением умершего инвентарем, а также жертвоприношениями, мумификацией и др. Обряды погребения зависели от общественного положения умершего (курганы вождей, пирамиды фараонов), религиозных представлений и др. Погребение иногда сопровождалось или завершалось поминками, тризной. В современную эпоху практикуются кремация и захоронение в землю (ингумация).
ср.
Процесс действия по знач. глаг.: погрести (1*), погребать.