поезд, поезда, мн. поезда (поезды устар.), муж.
1. Железнодорожный состав, р д сцепленных вагонов, приводимых в движение паровой или электрической тягой. Опоздать на поезд. Пассажирский поезд. Курьерский поезд. Товарный поезд. Скорый поезд. Расписание движения дачных поездов. Трамвайный поезд. «Гружение хлебом прошли поезда.» Маяковский. «Каждый день бесчисленные железнодорожные поезды выбрасывают "гостей".» Салтыков-Щедрин.
2. Ряд повозок, едущих друг за другом по одному пути (устар.). Свадебный поезд (вереница экипажей с участниками свадебного обряда). «На Руси на проселках пустынных много тянется поездов длинных.» Некрасов.
, а, м.
Ряд повозок, следующих одна за другой по одному пути.
* ► Не ветер гудит по ковыли, Не свадебный поезд гремит, - Родные по Прокле завыли. // Некрасов. Кому на Руси жить хорошо //; Узкие тропинки тянулись по полям, пропадали в лощинах, вились по пригоркам и на одной из них различил я какой-то поезд. // Тургенев. Записки охотника // *
Syn: состав
ПОЕЗД, а, мн. а, ов, м.
1. Состав сцеплённых железнодорожных вагонов, приводимых в движение локомотивом или моторным вагоном. Пассажирский, товарный п. Скорый п. П. метро. Ехать на поезде (но в поезде метро). Находиться в поезде. П. ушёл (также перен.: время упущено; разг.).
2. Ряд повозок, следующих одна за другой. Санный п. Свадебный п. (в народном свадебном обряде).
| прил. поездной, ая, ое (к 1 знач.). Поездная бригада.
— сцепленные вместе экипажи для следования по железной дороге. Обыкновенно П. составляется из ряда вагонов, ведомых помещенным в голове локомотивом. Иногда, при особых условиях движения, напр. при маневрировании на станциях, при подъеме и спуске П. на крутых уклонах горных железных дорог, машина ставится сзади. Особенно тяжелые П. ведутся нередко двумя паровозами (в две тяги). Вообще же предельный состав П., или наибольшее число включаемых в него вагонов, зависит от силы локомотива, встречающихся наибольших уклонов на пути, длины разъездных путей на станциях и т. д. и определяется для каждой дороги или группы дорог особыми правилами. По назначению своему П. бывают пассажирские разных категорий (обыкновенные пассажирские, скорые, почтовые, курьерские, прямого сообщения или местные и т. д.), товарные, смешанные, воинские и пр. Для собственных нужд дороги, при ремонте линии, для подвоза материалов и т. д. устанавливаются рабочие П. Движение П. регулируется заранее установленным расписанием их, которым предусматривается время хода каждого П., места скрещения, продолжительность остановок и пр., в зависимости от длины перегонов, условий пути на разных участках, расположения станций водоснабжения, оборотных депо, где могут сменяться паровозы, а также, преимущественно в отношении пассажирских П., с целью наиболее удобного для пассажиров согласования времени прибытия и отправления П. на узловых станциях. Управление движением П. облегчается графиком ходом (см.), в котором предусматривается наибольшее число П., могущих быть пропущенными в оба направления, причем каждому П присвоен номер. В зависимости от потребностей движения, некоторые из П. графика назначаются постоянными (обыкновенно все пассажирские и часть товарных), а прочие пускаются по мере надобности с усилением движения. Такое усиленное движение обыкновенно происходит в определенное время года, в зависимости от уборки полей, вывоза угля из шахт и т. д., а также в зависимости от состояния водных путей, которые, при достаточной глубине в летнее время, отвлекают часть грузов от некоторых железных дорог, другим, наоборот, доставляют грузы, а зимой обречены на бездействие. Такое же влияние в разные времена года оказывает состояние грунтовых и шоссейных дорог, служащих подъездными к рельсовой сети.
А. Т.