22 ноября 2024
450 тысяч слов
+30 за сегодня

Значения слова познание

все
Словарь Ушакова
Начала Современного Естествознания. Тезаурус
Педагогический терминологический словарь
Библейский Словарь к русской канонической Библии
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Вестминстерский словарь теологических терминов
Тезаурус русской деловой лексики
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Словарь Ушакова

познание

познание, познания, ср. (книж.).

1. только ед. Действие по гл. познать в 1 знач. - познавать; способность познавать; наблюдение человеком простого и очевидного превращения "вещи в себе" в явления, в "вещь для него" (филос.). «- Диалектический материализм есть мировоззрение марксистско-ленинской партии. Оно называется диалектическим материализмом потому, что его подход к явлениям природы, его метод изучения явлений природы, его метод познания этих явлений является диалектическим, а его истолкование явлений природы, его понимание явлений природы, его теория - материалистической.» История вкп(б). «В теории познания, как и во всех других областях науки, следует рассуждать диалектически, т.е. не предполагать готовым и неизменным наше познание, а разбирать, каким образом из незнания является знание, каким образом неполное, неточное знание становится более полным и более точным.» Ленин.

2. чаще мн. Совокупность сведений в какой-нибудь области. Наши познания об Арктике постепенно расширяются.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

познание

процесс усвоения чувственного содержания переживаемого, или испытываемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины. Познание исследуется со времен античной натурфилософии и философии, оно изучается с точки зрения объективной — источника, или субъективной — происхождения, с точки зрения цели, характерных черт и силы, а также с точки зрения границ и препятствий (апории и антиномии). Познание исследуется теорией познания — гносеологией и эпистемологией.

Педагогический терминологический словарь

познание

   творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. П. является сущностной характеристикой культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и методов может осуществляться в следующих формах: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное. Вопрос о возможности адекватного П. (познаваемости мира) является центральной темой гносеологии, или эпистемологии (теории познания). В зависимости от решения этого вопроса выделяются позиции познавательного оптимизма, скептицизма и агностицизма. Истина выступает в качестве универсальной цели П. При этом представления об истине и путях её достижения в контексте историко-философской традиции конкретизировались через разведение фундаментальных оппозиций "знания и мнения" (античность), "разума и веры" (Средние века), "знания и незнания" (Новое время). Для классической философии процесс П. - это созерцание. П. при этом интерпретируется в двух осн. ракурсах:

   1) восходящая к Платону и разрабатываемая преимущественно в контексте рационально-идеалистической традиции трактовка П. как припоминания (теория анамнесиса);

   2) характеристика П. как отражения, наиболее ярко реализовавшаяся в моделях материализма и эмпиризма. Начиная с Канта, философия отходит от созерцательного объективизма в гносеологии и актуализирует активную роль субъекта в познавательном процессе. Интерпретация П. как творческой деятельности отличает современную мысль. Природа познавательной деятельности здесь может рассматриваться в контексте праксиологического, семантического и аналитического подходов. Акцент на практической природе П. в современной философии характерен прежде всего для марксизма и прагматизма. Если в марксизме П., будучи формой опережающего отражения действительности, выступает как важнейший момент практики, то в прагматизме П., преодолевая сомнение, обеспечивает психологическую уверенность субъекта в своих силах, позволяя ему тем самым наиболее эффективно осуществлять практическую деятельность. Семантический подход к познанию реализуется сегодня в рамках феноменологии и герменевтики. П. здесь - процесс смыслообразования, позволяющий человеку расширить горизонты понимания не столько внешней действительности, сколько себя самого. Аналитический подход связан с течениями нео- и постпозитивизма и структурализма, рассматривающих П. как научный анализ знаковых структур, более или менее адекватно описывающего сложившиеся логический и семиотический инварианты, но не претендующего на их подлинное понимание. В структуре познавательного процесса выделяют также чувственный и рациональный уровни. Чувственное познание (его осн. формы: ощущение, восприятие и представление) является результатом непосредственного взаимодействия субъекта и объекта. Будучи основанием познавательной деятельности в целом, чувственный уровень П. особое значение имеет в искусстве и обыденной практике. Рациональное познание (его формы: понятие, суждение и умозаключение) предполагает возможность объективации индивидуальных знаний, их обобщения, трансляции и т.п. Именно рациональное П. обеспечивает существование таких форм познавательного творчества, как наука и философия. Помимо чувственного и рационального, особую роль в познавательном процессе играет интуиция, свидетельствующая об особых механизмах П. на уровне бессознательных структур психики. Особым видом П. выступает П. самого себя, которое, со времен Сократа, является одной из центральных тем в философии и одновременно представляет собой один из наиболее существенных модусов индивидуального бытия.

   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 203)

Библейский Словарь к русской канонической Библии

познание

позн’ание (познать) —

а) в низшем, плотском смысле означает естественное половое соединение между мужчиной и женщиной (Быт.4:1,17) и неестественное — между мужчинами (Быт.19:5 ; Суд.19:22) — «содомский грех», мужеложство, поход за иною плотью (Иуд.1:7);

б) в высшем, духовном смысле — соединение с Духом Божиим (Ос.6:3).

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

познание

 Познание

 ♦ Connaissance

   Знать значит осмысливать то, что есть, таким, какое оно есть. Познание – это своего рода адекватное отношение между субъектом и объектом, между духом и миром или, коротко говоря, между veritas intellectus (истиной рассудка) и veritas rei (истиной вещей). Отличительной чертой познания, противопоставляющей его заблуждению или невежеству, является наличие двух истин. Однако именно наличие двух истин противопоставляет познание истине как таковой. Познание – это отношение внешнего порядка (адекватность себя и чего-то другого), тогда как истина – отношение внутреннего порядка (адекватность себя себе). Таким образом, истинным является абсолютно все, даже ошибка (ведь она действительно есть то, что она есть, т. е. истинная ошибка). Но далеко не все познано и даже не все познаваемо.

   Поскольку познание является отношением, то всякое знание всегда относительно. Оно предполагает определенную точку зрения, определенный инструментарий (органы чувств, приборы, концепты и т. д.), определенную ограниченность (ограниченность познающего субъекта). Например, познать себя отнюдь не равнозначно тому, чтобы быть собой; никто не знает себя целиком и полностью и никто не существует частично.

   Абсолютное знание перестало бы быть знанием и превратилось бы в саму истину, в тождество бытия и мышления. Можно назвать это Богом и объяснить, почему Бог непознаваем.

Вестминстерский словарь теологических терминов

познание

 ♦ (ENG cognition)

 (от лат. cognoscere - знать)

   акт познания. Интеллектуальное знание.

Тезаурус русской деловой лексики

познание

Syn: постижение (кн.), изучение

Энциклопедический словарь

познание

процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

Словарь Ожегова

познание

ПОЗНАНИЕ, я, ср.

1. см. познать.

2. Приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира. П. законов природы. Диалектический метод познания. Теория познания (раздел философии, изучающий закономерности и возможности познания, отношения знания к действительности).

3. мн. Совокупность знаний в какойн. области. У него большие познания в литературе.

Словарь Ефремовой

познание
  1. ср.
    1. Процесс действия по знач. глаг.: познавать (1), познать.
    2. Знание чего-л., осведомленность в чем-л.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

познание

— см. Философия.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Каким слово познание может быть

Предложения со словом познание

  • Главный признак, отличающий философское познание от научного, нужно видеть в том, что философия познает бытие из человека и через человека, в человеке видит разгадку смысла, наука же познает бытие как бы вне человека, отрешенно от человека.
  • Стало быть, наперед установленные философии, которые по самому замыслу своих представителей, соответствующих «философов», делают такие предположения, упускают из виду существенную черту философии, заключающуюся в том, что она должна быть беспредпосылочным знанием, – по меньшей мере, до тех пор, пока осознанно осуществляемое беспредпосылочное познание не приведет к особому результату, достигнутому именно этим познанием, согласно которому философия в своей работе должна исходить из таких определенного рода предпосылок.
  • Метафизическое интуитивное познание, по Бергсону, тем и отличается от аналитического научного, что оно проникает в глубь действительности, отдается ей, в то время как второе своими понятиями делает привнесения, отделяющие от действительности и оставляющие на большем расстоянии от нее.
  • Конечно, и то и другое познание, при наличии исключительного усердия и тщательности исследования, в конце концов приведет нас к схожим выводам, поскольку познанием будет один и тот же путь, только в одном случае он пролегает из котлована к вершине, в другом – с вершины в котлован.

Цитаты со словом познание

  • Сперва — познание, потом уже — сближенье.
    Мольер, "Мизантроп"
  • Любовь — вот самое острое познание.
    Эрих Мария Ремарк, "Гэм"
  • Законы выводятся на основании опыта. Познание законов никогда не предшествует опыту.
    Антуан де Сент-Экзюпери, "Ночной полет"
  • Сперва — познание, потом уже — сближенье.
    Мольер, "Мизантроп"
  • Жизнь в неведении — не жизнь. Кто живет в неведении, тот только дышит. Познание и жизнь неотделимы.
    Лион Фейхтвангер